Об этом мы говорим с участником юбилейной научно-практической конференции, посвященной стратегии развития Союзного государства, заместителем директора Института государства и права Российской академии наук Александром Звягинцевым.
Александр Григорьевич, родство наших народов не подвергает сомнению ни один здравомыслящий человек. Тем не менее Беларусь и Россия - суверенные государства со своими законами и экономическим укладом жизни. Насколько реальна их интеграция в единую правовую систему?
Александр Звягинцев: Вместе мы уже создали уникальную интеграционную правовую модель. Благодаря ей обеспечиваются равные права белорусов и россиян, углубляется практическое взаимодействие, мы вместе защищаем единые для наших братских народов исторические и правовые ценности.
Наше единение достигло ныне, если можно так сказать, кульминации. Высшим Государственным Советом Союзного государства утверждены основные направления работы на 2021-2023 годы, включающие 28 отраслевых документов, а также союзная Военная доктрина и Концепция миграционной политики Союзного государства.
В первую очередь это регулирование финансового рынка, таможенный, валютный, налоговый и транспортный контроль, охрана труда, социальная защита и пенсионное обеспечение населения.
Нынче злые ветры подули с Запада, обе наши страны зачислены в разряд противников. Беспрецедентное экономическое, санкционное и прочее давление может нарушить эти позитивные планы?
Александр Звягинцев: Открытое зарубежное вмешательство в наши внутренние дела ставит перед Союзным государством задачу формирования реальной альтернативы нынешнему ущербному мировому устройству. Пришло время внедрения новой правовой парадигмы взаимодействия России и Беларуси. События последних месяцев наглядно подтвердили: правовой уклад международных отношений уходит в прошлое. США и их союзники фактически растоптали его основы, в том числе права собственности и договорных отношений, правовых гарантий и защиты. Они предпочли силе права право силы!
В условиях фактической войны против России и Беларуси нам важно наращивать взаимодействие по унификации нормативной правовой базы в сфере прогноза и стратегического планирования, в реализации единой промышленной политики, в создании единого экономического пространства и обеспечении равных условий хозяйствования.
Что, на ваш взгляд, нужно конкретно сделать для снижения уязвимости Союзного государства от экономических санкций?
Александр Звягинцев: Необходимо законодательно оформить независимую инфраструктуру платежно-расчетных отношений и резервирования активов, поддержать как межгосударственную, так и международную кооперацию производства. Нам нужно также завершить унификацию гражданского законодательства, в том числе согласование единых терминов и понятий применительно к отдельным видам гражданско-правовых договоров. В частности, это касается договоров поставки, наиболее часто используемых в гражданско-правовом обороте наших стран, причем все это сделать надо оперативно.
Фактически будут затронуты целые отрасли гражданского права. Каким образом можно быстро подготовить сотни законодательных актов?
Александр Звягинцев: Это возможно, например, в рамках Основ гражданского законодательства Союзного государства, уже предполагающих единые правила доступа к государственному заказу и государственным закупкам. Необходима также синхронизация концепций научно-технических программ Союзного государства с планами по импортозамещению и их реализации.
Очень важным шагом должна стать полная гармонизация налогового и таможенного законодательства. При этом надо единым фронтом выступать в торговых и таможенно-тарифных подходах в отношении недружественных стран, организаций и объединений. Формирование таких правовых основ единого пространства открывает для России и Беларуси перспективы разработки и применения новых технологий, будет способствовать укреплению системы национальной безопасности обоих государств и нашего Союза в целом.
Нечистоплотные западные "партнеры" украли у России громадные средства, фактически превратив честно заработанные нами доллары и евро в фантики. Как жить будем?
Александр Звягинцев: Выход один - максимально уходить в перспективе от использования западных валют во внешнеэкономической деятельности. Надо создавать свою, не только сырьевую и производственную, но и мощную независимую финансовую базу. Особое значение имеет переориентация на углубление прочных экономических отношений со странами-партнерами, в первую очередь БРИКС.
Не секрет, что мир сегодня переживает глобальные цифровые изменения, это начало новой эпохи информационного права. Нормативная база Союзного государства должна не только обеспечивать надежную защиту цифрового и информационного пространства России и Беларуси, но и поддерживать научно-исследовательские работы и инвестиции, создание новых и модернизацию существующих производственных мощностей.
Западное информационное поле сегодня заполнено враждой по отношению к нам - от фабрикации постановочных картинок с Украины до перелицовки исторических событий и фактов. Что мы можем им противопоставить?
Александр Звягинцев: Наше оружие - правда. В условиях циничного извращения нашей общей истории некоторыми киллерами от политики, оголтелой пропаганды чуждых нашим народам ценностей считаю крайне неотложным вопрос разработки общего историко-научного стандарта, содержащего принципиальные оценки исторических событий и подходы к преподаванию истории. Сделать это можно с привлечением академического сообщества России и Беларуси.
В этой связи хотел бы привлечь внимание к такой категории, как историческая память, которая является мощнейшим регулятором общественного сознания. Память о прошлом определяет судьбу страны в будущем! К сожалению, у нас все еще в некоторых слоях общества и возрастных группах наблюдается кризис памяти поколений. Поэтому основной задачей становится формирование, в особенности у молодой поросли, выверенных ценностей и правильных приоритетов, желания хранить память о прошлом своих стран. В связи с этим представляется, что создание единой школьной программы для наших двух стран, которая будет направлена на формирование общесоюзной идентичности, должно стать приоритетным.