- С 5-го по 9-й класс нашим классным руководителем была социальный педагог Марина Анатольевна Сумина. Она много рассказывала, в том числе о проблемах буллинга, об опасности конфликтов внутри класса, о возможностях их разрешения, - рассказывает София.
Чуть позже в школе появился медиативный кружок. Медиация - процесс переговоров, в котором медиатор (посредник) управляет диалогом так, чтобы стороны пришли к наиболее выгодному реалистичному и удовлетворяющему интересы обеих сторон соглашению. А в результате урегулируют конфликт между собой.
- Учителя и родители - это те люди, перед которыми детям хочется выглядеть хорошо. Поэтому посвящать старших в ссоры, конфликты никто не стремится, хотя проблемы возникают. Например, для 6-7-го класса характерны такие ситуации, когда дети друг у друга отнимают какие-то вещи, прячут их, выбрасывают в мусор. Это особенность возраста. Казалось бы, мелочь, а обидно. И она может перерасти в конфликт, - поясняет Марина Сумина.
По ее словам, на объявления о возможностях медиативного кружка поначалу никто из школьников особо не реагировал: ну есть он и есть, при чем тут мои проблемы? Да и конфликтных ситуаций, которые надо решать, не было: школьники-медиаторы начали терять интерес к занятиям.
Но не все. Для Софии занятия не прошли зря: она придумала проект, который помог создать в школе атмосферу более доброжелательной и решить немало конфликтов между учениками.
- Я решила узнать, сколько ребят у нас состоит на внутришкольном учете, и попробовать помочь им исправить ситуацию. Так родилась идея проекта, - рассказывает она.
Сначала София предложила устраивать в разных классах игры на сплочение коллектива, выявление лидеров. И одновременно рассказывать о возможностях медиаторов. За каждым классом начальной школы какое-то время был закреплен один класс из старших. Так среди детей завязались контакты, возникло доверие. К школьникам-медиаторам стали подходить ученики, рассказывать о своих проблемах. Конфликты получалось уладить своими силами - без привлечения взрослых.
- Один раз к нам обратился даже не школьник, а учитель. В его классе сильно поссорились три девочки. Перебранки дошли до оскорблений в соцсетях и прочих неприятностей. София с согласия девочек взялась за разрешение конфликта. Были и слезы, и переживания, но в итоге школьницы подписали соглашение о примирении, сейчас у них все хорошо, - вспоминает Марина Сумина.
По словам педагога, подобная работа может предотвратить буллинг, когда группа детей начинает травить одного.
- Нужно понимать, что не все буллеры одинаково плохо и агрессивно настроены по отношению к жертве. Кто-то травит за компанию, кто-то боится выступить против толпы. Главное - вычленить буллера-зачинщика. И уже заниматься медиацией только с двумя участниками конфликта: с ним и с жертвой. Тогда удастся все наладить, - говорит Марина Сумина.
Работать над собой приходится и самим медиаторам. Просто так решить чужой конфликт не удастся: нужно уметь это делать, не вынося резких суждений, не оценивая, кто прав, а кто неправ. Школьники-медиаторы изучают различные правовые аспекты, развивают так называемые soft skills - универсальные навыки, которые позволяют наладить коммуникацию. Это сложно, остаются самые стойкие и целеустремленные.
София Меркурьева прошла специальные курсы по медиации на базе университета. Она не исключает, что полученные в школе навыки помогут ей в дальнейшем.
- Я пока не определилась с профессией, но мне нравятся обществознание и право, я хотела бы заниматься юриспруденцией или работать в правоохранительных органах, приносить пользу обществу, - рассказывает старшеклассница.
Ну а придуманный ею проект в ближайшем будущем планируется масштабировать на другие школы. С Софией эту возможность уже обсудили заместитель губернатора Нижегородской области Давид Мелик-Гусейнов и министр образования региона Ольга Петрова. Тем более что средства на реализацию идеи благодаря победе проекта в конкурсе уже есть.
А как у соседей?
Иван Самарин, одиннадцатиклассник из Кирово-Чепецка, стал победителем конкурса "Вятский левша" в этом году. Он представил сложный и масштабный проект - автоматический сортировщик твердого мусора, над которым Иван вместе с отцом и с наставником технопарка "Кванториум" Владимиром Обуховым трудился целый год. Помогала и школьный учитель, Надежда Фирюлина.
- Я учусь в "Кванториуме" на направлении "хайтек" почти три года. Изучаю основы моделирования в 3D-программах, работу со станками и инструментами, с теорией решения изобретательских задач ТРИЗ, это отдельная разработка советских ученых, - рассказал "РГ" Иван.
По его словам, идея сортировщика родилась случайно, в процессе изучения актуальных направлений. От аналогов изобретение отличается компактностью. Малогабаритных комплексов для сортировки мусора нет: аналоги занимают целые здания и цеха. Учебная модель сделана из фанеры, стальных прутов, алюминиевых трубок и винтов. Воплотить в жизнь ее вполне возможно: все агрегаты и узлы разрабатывались на основе уже существующих решений. Над проектом Иван планирует трудиться еще - доделать то, как сортировщик будет выглядеть в реальности. А в дальнейшем - связать свою жизнь с инженерным делом.
"Мне интересны направления, связанные с ядерными и плазменными установками. Но говорить о конкретном вузе пока рано", - говорит старшеклассник.