20.04.2022 20:48
Культура

Три "Золотые маски" пополнили наградную коллекцию Александринского театра

Текст:  Ирина Корнеева
В драме основные награды ушли в Александринский театр, БДТ им. Товстоногова и "Мастерскую Петра Фоменко".
Читать на сайте RG.RU

Три "Золотые маски" пополнили наградную коллекцию Александринского театра. Лучшим спектаклем малой формы назвали "Товарища Кислякова" Андрея Калинина - постановку по забытой советской прозе 20-30-х годов, можно сказать, о том, какие ретроспективные виражи истории и метаморфозы в сознании интеллигенции нам всем еще предстоит пройти. "Это первый спектакль, где Андрею Калинину никто ничего не советовал, и он сделал все так, как он хотел. Желаю, чтобы такие же условия были у него и дальше", - поздравил коллегу главреж Александринки Николай Рощин. А за столь идеальную среду режиссерского обитания он поблагодарил худрука Александринского театра Валерия Фокина, награждённого спецпремией "Золотая Маска" "За выдающийся вклад в развитие театрального искусства".

Девять дней Александринского театра в Москве и "Золотая маска" для Валерия Фокина

Лауреатом в номинации "женская роль" стала Анна Блинова за главную партию в александринской постановке Андрия Жолдака "Нана", самом откровенном и нервно-оголенном спектакле конкурса. Ее безграничный диапазон (от блаженной Ксении Петербургской до парижской куртизанки Нана у Золя) и просто актерский героизм не мог не вызвать восхищения - сегодня мало кто способен существовать на таком запредельном градусе самоотдачи и так затрачивать себя на сцене.

Две "Маски" получил и Театр наций - за лучший кукольный спектакль "Ходжа Насреддин" Тимура Бекмамбетова и Анны Викторовой, и спецпремию жюри за создание спектакля "Горбачев". По поводу лидерства в куклах руководитель Театра наций (и исполнитель ролей в "Насреддине" и в "Горбачеве") Евгений Миронов даже пошутил, извиняясь, что, мол, зашли на чужую территорию, и оказалось - так удачно. Хотя какая же это чужая территория, если Тимур Бекмамбетов с куклами все равно говорил и ставил о свободе, любви и правах человека, - ведущих театрально-универсальных темах, а в общем, "о проблемах и чаяниях всех времен вплоть до сегодняшнего дня. Но поскольку мир и так перевернут, то у Ходжи Насреддина в итоге все оказывается на своих местах".

Что касается спецприза для "Горбачева", "спецслово" взял председатель драматического жюри Адольф Шапиро: "Именно художественность становится мерилом общественной значимости этого спектакля. Когда-то мой любимый поэт Владимир Маяковский подтрунивал над поклонниками Чехова. Он говорил о незначимости дяди Вани и тети Маши на фоне тех событий, что происходили в стране. Однако прошло сто лет, и оказалось, что именно дяди Вани и тети Маши завоевали весь мир, где бы мы ни были. Я вошел в маленький театр в стране Никарагуа, а там среди пальм меня встретил портрет Антона Павловича Чехова... Мы за художественность. И когда мы думали о том, без какого спектакля театральная жизнь Москвы и страны была бы неполной, двенадцать голосов члены жюри из тринадцати отдали Театру наций".

Главным зрительским шоком на церемонии награждения "Золотой маски" стало то, что приз за лучший драматический спектакль большой формы жюри отправило не на улицу Рубинштейна в МДТ, где уровень идеализма, режиссерского перфекционизма и требовательности давно вне конкуренции, а на Фонтанку в БДТ.

Большой театр забрал "Золотые Маски" в балете и опере

Андрей Могучий поразил настойчивостью, последовательностью своих режиссерских замыслов и преданностью идее создания цикла антиутопий по сказке о "Трех толстяках" - читай о подмене человека куклой, представив уже седьмой эпизод-спектакль под названием "Три толстяка. Эпизод № 7. Учитель". Все главные слова на награждении за него говорил один из лучших петербургских актеров Сергей Дрейден, чья судьба и вдохновила Андрея Могучего на создание постановки, ставшей главным триумфатором "Золотой маски".

P.S. Обладатель приза за лучшую режиссуру Дмитрий Крымов - за спектакль "Моцарт "Дон Жуан". Генеральная репетиция" театра "Мастерская Фоменко" - не смог приехать в Россию после премьеры своего американского "Вишневого сада" ("это не решение, а стечение обстоятельств"). Вторую награду в "Мастерской Фоменко" - за лучшую мужскую роль в "Моцарте..." - получил Евгений Цыганов, очень удививший тем, что эта "Маска" стала для него самой первой театральной наградой.

Полный список лауреатов - на сайте "Золотой маски".

"Золотая Маска" объявила имена победителей
Драматический театр