Хотя в Америке ко Дню Победы проводились и другие акции, включая шествия "Бессмертного полка" в крупных городах, возложение венков на Арлингтонском кладбище было, пожалуй, основным совместным мероприятием такого рода и символизировало сохраняющееся взаимоуважение к совместной истории даже в трудные периоды отношений двух стран.
Американская сторона не отказывалась от этой традиции даже после резкого охлаждения двусторонних отношений в 2014 году, вызванного госпереворотом в Киеве, воссоединением Крыма с Россией и конфликтом в Донбассе. Представители госдепартамента США каждый год приходили на церемонию, хотя посольство Украины, а также Грузии и стран Прибалтики стали демонстративно игнорировать ее. Например, в год 70-летия Победы венок от американской стороны возложила помощник госсекретаря США Виктория Нуланд. Тогда церемония вообще была с размахом - прибывшие на нее участники автопробега по территории США развернули там стяг Победы и большое полотно, окрашенное в цвета Георгиевской ленточки. Церемония проводилась и в непростые годы пандемии коронавируса.
Но теперь многолетняя традиция по решению американской стороны, похоже, оборвется. На запрос "РГ" о причинах такого решения пресс-служба госдепартамента США, которая, справедливости ради, обычно оперативно давала хоть какой-то ответ и российским журналистам, на этот раз красноречиво промолчала.
В последнее десятилетие оставалось не так много совместных акций, напоминающих американцам о том, что победу во Второй мировой союзники одержали вместе. Та же Нуланд в 2015 году на вопрос о том, могут ли такие мероприятия помочь преодолеть трудности в отношениях, ответила: "Для всех важно помнить, что объединяет нас. Мы вместе верим в мир и внесли большой вклад в обеспечение безопасности на планете. Мы работаем, чтобы пройти через этот сложный путь вместе".
Вероятный отказ от этого подхода выглядит окончательным разрывом этой тонкой нити взаимоуважения к общей истории, который, увы, только усугубит "выталкивание" из сознания американцев остатков памяти о том, что Победа была общей, союзной.
На весь музей - один снимок
Отдельные всерьез увлекающиеся историей американцы еще могут из разных источников узнать о вкладе каждого из союзников в победу над Третьим рейхом. Но рядовой американец, который читает школьные учебники, смотрит фильмы Голливуда и, может быть, побывает в паре военных музеев, скоро едва ли будет знать не только о решающем вкладе СССР, но и вообще об участии советских войск в войне в принципе.
Характерен в этом смысле музей Второй мировой войны в Новом Орлеане (штат Миссисипи), в котором автору довелось побывать несколько лет назад. Хотя американцы и не делают большого акцента на памятных мероприятиях во Второй мировой, музей на тот момент считался самой популярной достопримечательностью в курортном Новом Орлеане и четвертым по популярности музеем во всей Америке. Вместе с тем, справедливее было бы называть его не музеем Второй мировой, а музеем участия США в ней. Хотя сам комплекс павильонов огромный и добротный, со множеством экспонатов, но о роли союзников, особенно советских войск, информации практически нет.
Музей Второй мировой войны в Новом ОрлеанеНапример, если судить по красивой интерактивной карте мира с крупными битвами Второй мировой, вокруг которой толпятся дети, ни одного значимого сражения к востоку от Италии не было. Все отметки - в Западной Европе и на Тихом океане.
На стенде, где сопоставляются силы сторон, с одной стороны - США, с другой - Германия и Япония.
В павильоне о войне в Европе, называющемся "Дорога на Берлин", нашел, наконец, слова и о Красной Армии. В двух небольших форточках на стенде об операции союзников в Северной Африке написано по пять строк о битвах под Сталинградом и Курском. При этом честно отмечено, что битва при Сталинграде "стала поворотной" в истории войны в Европе, а Курская битва - "крупнейшим танковым сражением" Второй мировой. Но заметит эти скромные строки мелким шрифтом разве что самый дотошный посетитель. Ни на картах, ни среди экспонатов эти, как и другие сражения к востоку от Германии, вообще не упоминаются.
Пожалуй, единственная на 20 тысяч квадратных метров музея фотография с советскими солдатами - это как раз встреча союзников на Эльбе.
Знаменитая фотография обнимающихся лейтенанта-красноармейца Александра Сильвашко и американского лейтенанта Уильяма Робертсона, сделанная после встречи на Эльбе 25 апреля 1945 года, в считанные дни облетела все газеты планеты, вошла в учебники и стала символом этого исторического события. Фотография была сделана уже вечером того дня в штабе американской дивизии, а первые контакты американских и советских патрулей произошли на несколько часов раньше.
Встреча на Эльбе 25 апреля 1945В 2015 году "РГ" удалось побеседовать с непосредственным участником одного из тех самых первых контактов. Более того, ветеран американской армии Белоусович Игорь Николаевич, потомок "белых" эмигрантов, сумел запечатлеть этот исторический момент на свою фотокамеру и поделился с "РГ" уникальными кадрами.
Многое из сказанного тогда американским ветераном об исторической памяти и конфликте на Украине и сегодня звучит более чем актуально, поэтому "РГ" приводит фрагменты из беседы с Игорем Николаевичем.
О встрече на Эльбе
"Наш полк отошел к югу, остановился недалеко от реки Мульде, это приток Эльбы. Меня включили в состав патруля из примерно 20 человек. Рано утром 25 апреля мы переехали мост через Мульде на джипах. У нас была задача установить контакт с советским частями. На расстоянии мы увидели колонну всадников, которые, заметив нас, поскакали в нашем направлении. Командир советского отряда рассказал, какими дорогами ехать до Эльбы и городка Торгау. Потом всадники поехали своей дорогой в Дрезден, а мы добрались до Эльбы, где советские части организовали что-то вроде парома. Нас встретила группа офицеров, включая командира 58-ой гвардейской дивизии генерала Владимира Русакова. Встреча была очень союзная, дружелюбная, все хлопали друг друга по плечам, улыбались. Никаких серьезных переговоров не было. Нас накормили, здорово напоили, мы переночевали. А на следующий день мы вернулись обратно в расположение своих частей.
Я понимал, что это исторический момент. Русские всегда уважали эту дату. Здесь в Вашингтоне есть мемориальный знак в честь встречи на Эльбе на Арлингтонском кладбище и каждый год российское посольство приглашает на церемонию возложения венков, устраивает прием для ветеранов".
Об исторической памяти
"У американцев слабо с историей, они не понимают, что и почему происходило. В академических кругах изучение истории России и СССР организовано прилично, на эту тему появляется много исследований и книг. Но во многих школах для простых ребят курсы истории поставлены плохо, особенно в южных штатах.
Я помню, что раньше в программах на телевидении рассказывали о войне на восточном фронте, в СССР. В последнее время тоже постоянно появляются новые фильмы, но этого угла в них нет. Мне хотелось бы, чтобы о роли советских солдат говорили больше".
Об Украине
"Отношения между нашими странами из-за Украины натянуты. По-моему, Вашингтону не следовало доводить до такой точки, это преувеличено. К сожалению, американцы не знакомы с историей русско-украинский отношений. Зато русские хорошо помнят, что после войны радикально настроенные украинцы наводили контакты с немцами. Да и само происхождение названия "Украина" от слова "окраина" подсказывает, что это не совсем полноценное государство. Кроме того, по сравнению с другими советскими республиками, где национальное самосознание и культура сформированы, на Украине этого не было. Поэтому если там есть много людей, желающих изменить границы и стать гражданами России, то я не вижу здесь угрозы интересам Америки. Да и Крым никогда не был украинским, пока Никита Хрущев своим жестом не решил передать его УССР. Поэтому Киев не должен кричать на каждом углу, что у него вдруг отняли Крым. Он по-настоящему украинским никогда не был. Я надеюсь, что не преувеличиваю. Иными словами, тут американским властям следовало вести себя спокойнее, не превращать это в дипломатический кризис".
На Арлингтонском кладбище прошла церемония возложения венков у мемориала "Дух Эльбы"Мемориальный знак "Дух Эльбы" был установлен на Арлингтонском кладбище в 1995 году в честь 50-й годовщины исторической встречи солдат 58-й Гвардейской дивизии Красной Армии и 69-й пехотной дивизии армии США на берегах реки Эльба близ немецкого города Торгау.
Встреча на Эльбе 25 апреля 1945