03.05.2022 17:38
Культура

Евгений Писарев о том, как театр становится семьей, а спектакли - хитами

Текст:  Наталья Соколова
Российская газета - Федеральный выпуск: №95 (8743)
Назначенный в 2010 году на пост художественного руководителя Театра им. Пушкина Евгений Писарев был самым молодым худруком в истории московских театров. До этого он работал помощником Олега Табакова в МХТ, и многие видели в нем преемника Олега Павловича. Писарев активно ставит не только в родном театре, но и в Большом, МХТ, МДМ. 12 мая в Театре наций состоится премьера его "Кабаре". "РГ" поговорила с Евгением Писаревым о том, должен ли худрук думать о дверных ручках, за что можно уволить актера и как сделать спектакль-хит.
/ Александр Корольков/ РГ
/ Юрий Богомаз / пресс-служба театра имени А.С. Пушкина
Читать на сайте RG.RU

Вы разделили художественное руководство и финансы - взяли директора. Решили, что творчеством и буфетами с туалетами должны заниматься разные люди?

Константин Лавроненко - о букве Z, спектакле в "Табакерке" и европейских ценностях

Евгений Писарев: В 2010 году я пришел на должность худрука Театра им. Пушкина, но через два года вышел на пенсию директор. И тогдашний руководитель департамента культуры Москвы Сергей Капков сказал мне: "Чтобы почувствовать себя в театре полноправным хозяином, понять все процессы - откуда берутся зарплата, деньги на декорации, как чинить крыши и сбрасывать с них снег - нужно стать единоначальником". Меня отговаривали, да я и сам этому противился. Марк Анатольевич Захаров всегда утверждал, что я не должен думать о дверных ручках: "Ты должен найти такого прекрасного человека, как мой директор". Но, к сожалению, хороших директоров еще меньше, чем хороших режиссеров. Я всегда знал, что совмещаю эти обязанности временно. Сегодня у меня в театре замечательный директор Владимир Жуков, работавший когда-то заместителем Олега Табакова в МХТ. Это правильно, когда функции худрука и директора разделены. Хотя юридически мы с директором на равных правах. И моя ответственность осталась. Если здесь будут не почищены тротуары, сосульки станут падать или мы покрасим здание в какой-то несуразный цвет, никто не скажет, что сошел с ума директор, все скажут, что это Писарев.

При вас все артисты Театра им. Пушкина были переведены на срочный контракт?

Евгений Писарев: Нет, это началось еще при прежнем руководителе Романе Козаке. Все, кто пришел в театр с 2001 года, находятся на срочном контракте. Через 3-5 лет мы решаем продлевать его или нет, в зависимости от занятости артиста. Все, кто пришел в театр до 2001 года, на бессрочном контракте. Я никого не увольнял. Табаков, например, не стеснялся таким незанятым артистам назначать внезапные утренние репетиции, вводить в детские спектакли, чтобы они сами ушли. Я же честно таким людям говорил, что если вам стыдно получать зарплату, не выходя на сцену в течение нескольких сезонов, вы можете освободить место, но выгонять я никого не буду. В Театре Пушкина труппа всего 60 человек, и процент неработающих артистов очень низкий.

Из "Современника" и Театра Моссовета со скандалом уходят известные артисты, в Театре Ермоловой актеры подают в суд на худрука. Театр им. Пушкина пока островок спокойствия. Как вам это удается?

Евгений Писарев: Может, я такой гуманный человек (смеется). Мне помогло то, что я "отсюда родом". Я пришел в этот театр еще совсем молодым артистом. А вернувшись художественным руководителем, я всех, кто здесь работал, знал - они ведь когда-то были моими первыми партнерами. Так что я пришел в свою семью. Раньше думал, почему врачи, которые не могут уже работать, не лечат, почему учителя, которые уже не могут работать, не преподают, а артисты, которые не могут играть, числятся в театре? Почему молодые актеры должны "содержать" их? И Александр Анатольевич Ширвиндт сказал мне: "Потому что должны". Только теперь стал это понимать. Театр как семья. Если уж мы говорим, что у нас театр - дом, то тогда молодые должны "содержать" тех, кто в силу своего возраста уже не может выходить на сцену. Ведь когда-то эти артисты протянули тогдашним дебютантам руку помощи, учили говорить, ходить по сцене.

В Боярских палатах играют спектакль "Человек из Кариота"

В недавней премьере театра "Слуга двух господ" играют ваши молодые ученики. Ваше впечатление от тех, кто сейчас учится на актерском факультете, - будут ли новые звезды?

Евгений Писарев: Мои ученики делают первые шаги на сцене. Я даю им много авансов, выпуская без всякой поддержки в новый спектакль. Больше всего в спектакле "Слуга двух господ" меня поразила их самоотверженность, потому что в Школе-студии МХАТ мы учили их другому существованию на сцене. И в первый же свой год в театре они попали в руки режиссера совершенно другого склада - Юрия Муравицкого. Как смело они бросились в это, может, даже через отрицание и непонимание, как сделали спектакль, у меня рождает огромную веру в них, в их будущее. Я за театр-звезду, спектакль-звезду, а не за звезду в спектакле (хотя их достаточно в Театре Пушкина!). Даже когда я ставлю спектакль со звездами, стараюсь это делать ансамблевым путем. Кто готовит себя к кино, тому, конечно, нужно всех растолкать, а в театре можно прорываться только вместе.

По соседству с вами в родное здание переехал Театр на Малой Бронной. Добавился конкурент?

Евгений Писарев: У нас вообще настоящий театральный квартал: практически через дорогу Ленком, напротив МХАТ им. Горького. Театр Сатиры и Театр Моссовета находятся бок о бок. Но везде своя публика, свой зритель. Я в данном случае ничего не боюсь, желаю только удачи. Но, честно сказать, в одном я театру на Бронной завидую: Театр Пушкина, который уже давно ждет реконструкцию, так ее и не дождался. Творчески мы успешный коллектив, а вот за инфраструктуру, сохранность прекрасных старинных пушкинских залов, за качество приема зрителей есть тревога. Техника сцены сильно устарела. Конечно, артистам, да и публике здесь комфортно. Каждый раз, когда я говорю, что мы и в этом сезоне не уезжаем ни на Яузу, ни в Фили, а остаемся на Тверском бульваре, все радуются. Никто не хочет уходить из своего дома.

У Театра им. Пушкина есть свои спонсоры, попечители?

Евгений Писарев: Постоянных спонсоров нет, но случаются разовые истории. Например, как-то Роман Абрамович помогал. Одно время я переживал, что у нас нет спонсора, но потом подумал, что это позволяет нам не чувствовать себя обязанными. Мы хорошо зарабатывали до пандемии, но серьезно поиздержались, когда играли при 25-50% заполненном зале. У нас большое количество технических проблем - это, опять же, связано с состоянием нашего старого здания. Но надеюсь, что сейчас, когда ограничения сняли, мы снова сможем заработать себе на новые дорогостоящие современные спектакли.

Собираясь ставить спектакль, вы вынуждены просчитывать его коммерческий успех?

Евгений Писарев: Иногда мне кажется, что какие-то спектакли будут пользоваться большим спросом, а они оказываются неинтересны, слишком сложны или наоборот слишком просты для публики. Какие-то спектакли неожиданно становятся хитами. К юбилею Веры Алентовой я выпустил "Мадам Рубинштейн". Прошли юбилейные торжества, а спектакль по-прежнему популярен так, что на него билетов не достать. Я не ожидал такого успеха.

"Мадам Рубинштейн" - спектакль-бенефис Веры Алентовой в Театре им. Пушкина

Так в главной роли Вера Валентиновна…

Евгений Писарев: Да, но еще сама история оказалась на удивление интересной. Вера Валентиновна, несмотря на свой солидный возраст, актриса очень современная по способу существования на сцене. Есть, кстати, и другой пример. Мне казалось, что спектакль "Ложные признания" будет успешен, а он идет без особого ажиотажа, хотя там Виктория Исакова прекрасно играет. Но, видимо, происходящее в пьесе так тонко завуалировано, что не каждому понятно. "Мадам Рубинштейн" гораздо "агрессивнее", ярче. Сегодня зрители не хотят полутонов, они хотят смотреть или комедию на грани буффонады и цирка, или драму на разрыв аорты. Люди сегодня идут в театр за сильными чувствами и мощными впечатлениями.

Вы не раз говорили, что хотите вернуть в театр театральность. Что это для вас?

Евгений Писарев: Не надо бояться того, что театр - это театр. Театр часто начинает играть в кинематограф. Все будто боятся занавеса, кулис. Мне кажется, что раз все боятся, то кто-то должен на этом настаивать. Как когда-то на этом настаивал основатель Камерного театра Александр Таиров: в то время, когда МХАТ увлекался натурализмом, Мейерхольд - новыми формами, Таиров утверждал, что в театре должна быть другая правда, отличная от жизненной.

Вы ставите не только в родном театре. Сейчас работаете над "Кабаре" в Театре наций. Этот спектакль лицензионный. В нынешних условиях не было проблем с правообладателем?

Евгений Писарев: Каждый день мы были в ожидании того, что нам запретят ставить, но все благополучно разрешилось. И 12 мая сыграем премьеру. Если я и думал о мюзикле на сцене Театра Пушкина, то думал о "Кабаре". Но технических ресурсов сделать это так, как я задумывал, на родной сцене нет. А потом Евгений Миронов неожиданно сам предложил мне поставить "Кабаре". Я, конечно, согласился. Роль Салли исполняет Саша Урсуляк. Костюмы и декорации у нас соответствуют истории: Германия, 1931 год.

Вы настаиваете, что это не мюзикл в чистом виде.

Евгений Писарев: "Кабаре" - это лицензионный продукт, поэтому там есть определенное количество текста и музыки, которые мы обязаны сыграть и спеть. Но мне не хочется подходить к этому с точки зрения мюзикла. В нашей стране вообще давно сложилось отношение к этому жанру как к "отдыхательно-развлекательному". А мы в Театре наций создаём полноценную музыкальную драму - и работают здесь, в основном, не артисты мюзикла, а серьезные драматические актёры. Я хотел бы, чтобы мы по духу были близки роману Кристофера Ишервуда "Прощай, Берлин" и пьесе Джона ван Друтена "Я - Камера". Думаю, что спектакль получится своевременным.

Досье

Евгений Писарев закончил Школу-студию МХАТ в 1993 году и был принят в труппу Театра им. Пушкина. С 1999 года преподает актерское мастерство в Школе-студии МХАТ. С июня 2010 года - художественный руководитель Московского драматического театра имени А. С. Пушкина. В Театре им.Пушкина поставил спектакли "Одолжите тенора", "Дом, который построил Свифт", "Женитьба Фигаро", "Влюбленный Шекспир", "Мадам Рубинштейн". В МХТ им. Чехова - "Примадонны", "Пиквикский клуб", "Конек-горбунок". В Большом театре - оперы "Севильский цирюльник", "Свадьба Фигаро", "Мазепа". Постановщик мюзиклов "Звуки музыки", "Шахматы". Лауреат премии "Золотая маска".

Кстати

До конца года Евгений Писарев поставит на Основной сцене Театра им. Пушкина новый спектакль - пьесу Михаила Булгакова "Багровый остров", которая в конце 1920-х годов шла на сцене Камерного театра. А в начале зимы Даниил Чащин выпустит "Красавца-мужчину" Островского к 200-летию драматурга.

Драматический театр Москва Столица