В марте подорожало большинство брендов. Но действовали ограничения и по доступности автомобилей, их попросту не хватало для всех желающих купить. И тот, и другой факторы будут действовать и дальше, считают эксперты. Выбор автомобилей сократится, а цены будут понемногу расти.
Renault
После заявления 23 марта компанией Renault о приостановке своей деятельности в России автомобилей на рынке явно не прибавится. К тому же накануне французский автоконцерн объявил о передаче своей доли в АвтоВАЗе научно-исследовательскому автомобильному и автомоторному институту (НАМИ). Такое решение приняли из-за дефицита средств на поддержание работоспособности подразделений Renault в России, пояснил министр промышленности и торговли Денис Мантуров.
Кроме того, французская компания передает в пользу Москвы долю акций в московском автозаводе ЗАО "Рено Россия". Консервировать производство на заводе не будут, но логистику и поставщиков компонентов сменят на российских. На мощностях завода будут выпускать другие автомобили.
АвтоВАЗ
АвтоВАЗ продолжит работать, но выпускать прежнюю линейку автомобилей уже не получится, говорят эксперты.
Начнем с того, что на заводе в Москве выпускали такие модели, как Renault Duster, Renault Kaptur, Renault Arkana, Nissan Terrano. Их в России больше выпускать не будут, отмечает автоэксперт Игорь Моржаретто.
Также в группу риска попадают не только грядущие новинки завода - Lada C-SUV (аналог Dacia Bigster), Vesta новой генерации и другие, но и ряд существующих моделей, например, Largus и даже X-ray. Для их производства использовались импортные компоненты, которые теперь поставляться не будут, а заместить их отечественными аналогами очень сложно, считает генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto Денис Мигаль.
Партнерские отношения между отечественным производителем и Renault вряд ли будут завершены, говорит эксперт. Возможно, сотрудничество продолжится в виде поставок машинокомплектов моделей, которые основаны на агрегатах Renault или комплектующих.
Если французы оставят конвейерную линию и технологии, возможно, модельный ряд никак не поменяется, просто АвтоВАЗ станет независимым, а какие-то мощности заменят китайскими машинами, считает Мигаль. Но, скорее всего, исчезнут модели, сделанные на базе Renault, то есть Lada Largus и Lada X-ray.
А вот линейка автомобилей, которую традиционно производит сам АвтоВАЗ - это Lada Granta, Lada Vesta и другие модели, поменяется не сильно, эти автомобили будут производить, добавляет Моржаретто.
Также на АвтоВАЗе собирали Renault Sandero и Renault Logan. Это производство вряд ли сохранится. Даже если Renault передаст лицензию на производство, все равно будут проблемы с поставками комплектующих из Европы, замечает эксперт.
Аналитик "Дрома" Игорь Олейников считает, что останутся наиболее локализованные автомобили - это Lada Granta и Niva. При этом однозначно эти автомобили будут упрощенными относительно предыдущих серий. Возможно, модели получат российские двигатели, а европейские компоненты будут заменены азиатскими. Скорее всего, эти машины могут быть еще дороже, поскольку при попытках локализации и замены компонентов первых партий цена возрастает, замечает эксперт.
Есть вероятность, что в дальнейшем могут наладить производство китайских авто, если инвесторы из КНР решат выкупить какую-то часть или сам завод по остаточной стоимости, говорит Олейников.
Toyota
В РФ выпускают автомобили и других популярных зарубежных марок. С конца 2007 года в Санкт-Петербурге работает собственный завод Toyota. Там собирают седаны Camry и кроссоверы RAV4 нового поколения. Однако с 4 марта компания прекратила выпускать автомобили из-за нехватки зарубежных комплектующих, а 7 марта Япония отозвала всех своих сотрудников Toyota из России. Было также объявлено, что будут приостановлены и поставки машин из-за рубежа.
Nissan
В Санкт-Петербурге на заводе, открывшемся в 2009 г., выпускали автомобили Nissan Qashqai, Nissan X-Trail, Nissan Murano. Завод также объявил о приостановке работы из-за отсутствия комплектующих. Однако эксперты надеются, что производство автомобилей двух заводов в России начнется в скором времени. О полном уходе концерны не говорили.
BMW, Cadillac, Chevrolet, Opel, Kia
В Калининграде на заводе ГК "Автотор" выпускали автомобили BMW, Cadillac, Chevrolet, Opel, Kia. Выпускать BMW перестали сразу после объявления санкций в отношении России. А в конце апреля на заводе объявили о приостановке работы с 1 по 22 мая.
О дальнейших планах пока не сообщается.
Hyundai
В начале марта объявил о приостановке работы и южнокорейский производитель популярных автомобилей Hyundai Motor. Сначала предполагалось возобновить работу через неделю, но этого так и не произошло. Накануне в компании Hyundai Motor и в дочерней компании Kia опровергли сообщения о том, что они все еще собирают автомобили в России. Таким образом, и эти автомобили в России выпускать не будут.
Также о приостановке операций еще в начале марта заявили Daimler, Volvo, BMW, Jaguar Land Rover и другие бренды.
На автомобильном рынке России сказываются и прямые санкции. Запрет был введен на экспорт в Россию предметов роскоши. Это затронет ввоз автомобилей. В частности, под ударом оказались японские модели премиум-марок Lexus и Infiniti, а также топовые модели брендов Nissan и Toyota.
Ввоз и ныне там
В ответ на складывающуюся ситуацию было принято решение ввозить в Россию товары без согласия их собственника. В список товаров для параллельного импорта внесли и автомобили. Так что без автомобилей Россия не останется. Только стоить они будут дороже из-за сложной логистики.
Резкий рост стоимости автомобилей уже произошел в марте и был вызван снижением курса рубля. Автомобили в среднем подорожали от 20 до 50%.