07.05.2022 06:00
Авто

Какие машины в ближайшие месяцы можно будет купить в России

Текст:  Евгений Гайва Юрий Зубко
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №96 (8744)
Продажи легковых автомобилей по итогам первого квартала 2022 г. упали на 24,5% к показателям за первый квартал 2021 г., сообщило агентство "Автостат". Причина - в стремительном росте цен.
Читать на сайте RG.RU

В марте подорожало большинство брендов. Но действовали ограничения и по доступности автомобилей, их попросту не хватало для всех желающих купить. И тот, и другой факторы будут действовать и дальше, считают эксперты. Выбор автомобилей сократится, а цены будут понемногу расти.

Renault

Минпромторг разрешил параллельный импорт электроники и автомобилей

После заявления 23 марта компанией Renault о приостановке своей деятельности в России автомобилей на рынке явно не прибавится. К тому же накануне французский автоконцерн объявил о передаче своей доли в АвтоВАЗе научно-исследовательскому автомобильному и автомоторному институту (НАМИ). Такое решение приняли из-за дефицита средств на поддержание работоспособности подразделений Renault в России, пояснил министр промышленности и торговли Денис Мантуров.

Кроме того, французская компания передает в пользу Москвы долю акций в московском автозаводе ЗАО "Рено Россия". Консервировать производство на заводе не будут, но логистику и поставщиков компонентов сменят на российских. На мощностях завода будут выпускать другие автомобили.

АвтоВАЗ

АвтоВАЗ продолжит работать, но выпускать прежнюю линейку автомобилей уже не получится, говорят эксперты.

Начнем с того, что на заводе в Москве выпускали такие модели, как Renault Duster, Renault Kaptur, Renault Arkana, Nissan Terrano. Их в России больше выпускать не будут, отмечает автоэксперт Игорь Моржаретто.

Также в группу риска попадают не только грядущие новинки завода - Lada C-SUV (аналог Dacia Bigster), Vesta новой генерации и другие, но и ряд существующих моделей, например, Largus и даже X-ray. Для их производства использовались импортные компоненты, которые теперь поставляться не будут, а заместить их отечественными аналогами очень сложно, считает генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto Денис Мигаль.

Партнерские отношения между отечественным производителем и Renault вряд ли будут завершены, говорит эксперт. Возможно, сотрудничество продолжится в виде поставок машинокомплектов моделей, которые основаны на агрегатах Renault или комплектующих.

Если французы оставят конвейерную линию и технологии, возможно, модельный ряд никак не поменяется, просто АвтоВАЗ станет независимым, а какие-то мощности заменят китайскими машинами, считает Мигаль. Но, скорее всего, исчезнут модели, сделанные на базе Renault, то есть Lada Largus и Lada X-ray.

А вот линейка автомобилей, которую традиционно производит сам АвтоВАЗ - это Lada Granta, Lada Vesta и другие модели, поменяется не сильно, эти автомобили будут производить, добавляет Моржаретто.

"Автотор" ведет переговоры о выпуске авто из стран, не вводивших санкции

Также на АвтоВАЗе собирали Renault Sandero и Renault Logan. Это производство вряд ли сохранится. Даже если Renault передаст лицензию на производство, все равно будут проблемы с поставками комплектующих из Европы, замечает эксперт.

Аналитик "Дрома" Игорь Олейников считает, что останутся наиболее локализованные автомобили - это Lada Granta и Niva. При этом однозначно эти автомобили будут упрощенными относительно предыдущих серий. Возможно, модели получат российские двигатели, а европейские компоненты будут заменены азиатскими. Скорее всего, эти машины могут быть еще дороже, поскольку при попытках локализации и замены компонентов первых партий цена возрастает, замечает эксперт.

Есть вероятность, что в дальнейшем могут наладить производство китайских авто, если инвесторы из КНР решат выкупить какую-то часть или сам завод по остаточной стоимости, говорит Олейников.

Toyota

В РФ выпускают автомобили и других популярных зарубежных марок. С конца 2007 года в Санкт-Петербурге работает собственный завод Toyota. Там собирают седаны Camry и кроссоверы RAV4 нового поколения. Однако с 4 марта компания прекратила выпускать автомобили из-за нехватки зарубежных комплектующих, а 7 марта Япония отозвала всех своих сотрудников Toyota из России. Было также объявлено, что будут приостановлены и поставки машин из-за рубежа.

Nissan

В Санкт-Петербурге на заводе, открывшемся в 2009 г., выпускали автомобили Nissan Qashqai, Nissan X-Trail, Nissan Murano. Завод также объявил о приостановке работы из-за отсутствия комплектующих. Однако эксперты надеются, что производство автомобилей двух заводов в России начнется в скором времени. О полном уходе концерны не говорили.

BMW, Cadillac, Chevrolet, Opel, Kia

В Калининграде на заводе ГК "Автотор" выпускали автомобили BMW, Cadillac, Chevrolet, Opel, Kia. Выпускать BMW перестали сразу после объявления санкций в отношении России. А в конце апреля на заводе объявили о приостановке работы с 1 по 22 мая.

О дальнейших планах пока не сообщается.

Hyundai

Эксперт: большая часть автобрендов останется в России

В начале марта объявил о приостановке работы и южнокорейский производитель популярных автомобилей Hyundai Motor. Сначала предполагалось возобновить работу через неделю, но этого так и не произошло. Накануне в компании Hyundai Motor и в дочерней компании Kia опровергли сообщения о том, что они все еще собирают автомобили в России. Таким образом, и эти автомобили в России выпускать не будут.

Также о приостановке операций еще в начале марта заявили Daimler, Volvo, BMW, Jaguar Land Rover и другие бренды.

На автомобильном рынке России сказываются и прямые санкции. Запрет был введен на экспорт в Россию предметов роскоши. Это затронет ввоз автомобилей. В частности, под ударом оказались японские модели премиум-марок Lexus и Infiniti, а также топовые модели брендов Nissan и Toyota.

Что делать

Ввоз и ныне там

В ответ на складывающуюся ситуацию было принято решение ввозить в Россию товары без согласия их собственника. В список товаров для параллельного импорта внесли и автомобили. Так что без автомобилей Россия не останется. Только стоить они будут дороже из-за сложной логистики.

Резкий рост стоимости автомобилей уже произошел в марте и был вызван снижением курса рубля. Автомобили в среднем подорожали от 20 до 50%.

Легковые авто