Ассоциация (Лондонская биржа или LBMA. - Прим. ред.) лишила кыргызскую сторону престижного статуса еще осенью прошлого года. Причиной послужила жалоба частных компаний. Одна из них выступала инвестором на местном золотом руднике, а вторая приобретала добытое в республике золото. Представители обеих утверждали, что государственное аффинажное предприятие, принадлежащее госконцерну "Кыргызалтын", сорвало поставку почти половины метрической тонны золота драгметалла и якобы даже пыталось перехватить крупную сумму, которой покупатель должен был расплатиться за товар.
Кыргызская сторона поспешила обвинения опровергнуть. В госконцерне заверили, что соблюдают все международные правила, нормы, положения и стандарты. Однако в то же время были вынуждены признать нелицеприятный факт: поставка действительно была сорвана. Объяснялось это форс-мажорными обстоятельствами - временной приостановкой лицензии на экспорт золота, о чем, как утверждают в "Кыргызалтыне", покупателя уведомили. "Надеемся, что данная ситуация благополучно разрешится", - подчеркнули в госконцерне.
Так или иначе, но скандал со срывом поставки имел для республики далеко идущие последствия. Кыргызское предприятие исключили из списка "надежных поставщиков", что ограничило ему доступ к основному рынку сбыта золота. Крупные банки, занимающиеся операциями с драгоценными металлами, предпочитают иметь дело с продукцией аффинажных заводов, рекомендуемых Лондонской биржей. Альтернативных же площадок, на которых кыргызская сторона могла бы продавать золото в тех же объемах, официальный Бишкек найти не смог. В результате в течение года экспорт драгоценного металла из республики сократился примерно в три раза.
Потеря статуса "надежного поставщика" стала следствием другого, не менее громкого события. За несколько месяцев до инцидента с LBMA руководство Кыргызстана решилось на беспрецедентный в истории республики шаг - установление контроля над рудником "Кумтор", работающим на одноименном золоторудном месторождении, которое считается крупнейшим на Тянь-Шане. До 2021 года это предприятие управлялось канадским инвестором - корпорацией Centerra, одним из акционеров которой выступал Кыргызстан. Иностранную компанию часто критиковали различные местные политические группы. Чаще всего - оппозиционные, поскольку власти предпочитали конфронтации с инвестором сотрудничество. Корпорация не менее двух десятков лет входила в число крупнейших налогоплательщиков, а на долю "Кумтора" приходилось около десяти процентов ВВП страны.
Все радикальным образом изменилось после прихода к власти в Кыргызстане нового президента и его сторонников. Садыр Жапаров выступал за передачу "Кумтора" под управление республике задолго до того, как сам смог возглавить страну. Он и его соратники объясняли свою точку зрения тем, что сотрудничество с канадским инвестором было крайне невыгодным для республики. Корпорация, на их взгляд, оставляла львиную долю прибыли себе и вела добычу золота, не считаясь с экологическими требованиями республики.
В первой половине 2021 года правительство ввело на руднике временное внешнее управление, и контроль над "Кумтором" на месте фактически перешел к кыргызской стороне. Параллельно с этим процессом велся и еще один - уголовное расследование, фигурантами которого стали как представители менеджмента золотодобывающего предприятия, так и бывшие высокопоставленные чиновники. Одним из свидетелей по делу стал экс-президент КР Аскар Акаев, во время правления которого некогда и запустили проект. Новые власти пытались доказать, что добыча золота на Кумторе привела к масштабному распространению коррупции в верхах, и в сделках участвовали лица уровнем не ниже премьера.
За рубежом отнеслись к этой кампании настороженно. Местные и зарубежные эксперты указывали, что внешнее управление не может быть способом решения проблемы и ситуация нуждается в юридическом урегулировании. Иностранный инвестор и правительство республики поочередно заявляли, что ведут переговоры о статусе золотодобывающего предприятия, однако поиск компромисса занял почти год. Все это время над золотым проектом висел дамоклов меч разбирательства в международном суде.
Наконец в первой половине апреля 2022 года руководство Кыргызстана сообщило, что судьба "Кумтора" решена. Президент КР Садыр Жапаров торжественно объявил, что стороны достигли мирового соглашения и отказались от взаимных судебных претензий. Республика согласилась передать инвестору свою долю акций в корпорации, а та, в свою очередь, отказалась как от прав на объект, так и от партии золота, срыв поставки которого за рубеж и привел к осложнениям в отношениях Кыргызстана с LBMA.
- Это реально поворотный момент для страны, - заявил Садыр Жапаров. - Именно такой должна быть защита национальных интересов республики. Переговоры были очень тяжелыми. Были попытки представить нас международному сообществу дикарями, захватчиками. Но мы все выдержали и выстояли.
Заключение мирового соглашения уже успело получить оценку со стороны международных финансовых институтов, выразивших надежду, что урегулирование спора благоприятно скажется на экономическом развитии Кыргызстана.
Так, к примеру, в Европейском банке реконструкции и развития (ЕБРР) назвали подобный исход событий важным и позитивным шагом.
- Улучшение внутреннего инвестиционного и делового климата - ключ к укреплению частного сектора, который сможет вносить еще больший вклад в процветание республики, - заявили в ЕБРР.
Урегулирование спора между тем позволяет официальному Бишкеку надеяться и на благоприятный исход в переговорах с лондонской биржей. По словам посла КР в Великобритании Улана Джусупова, согласование и урегулирование претензий сторон в отношении "Кумтора" призваны восстановить доверие и интерес иностранных инвесторов к сотрудничеству с республикой. В том числе и со стороны LBMA, правила и процедуры которой кыргызская сторона обязалась соблюдать "строго и в необходимые сроки".
Руководство Лондонской биржи тем не менее не исключает, что изменит позицию по отношению к кыргызскому поставщику в ближайшей перспективе. Как заявила на встрече с Уланом Джусуповым исполнительный директор LBMA Сахила Мирза, в организации благодарны республике за тесное взаимодействие и усилия, направленные на снятие имеющихся вопросов. "Мы надеемся, что КР продолжит вносить существенный вклад в повышение доверия инвесторов к списку надежных поставщиков ассоциации", - подчеркнула она.
Вместе с тем
Согласно официальным данным, в прошлом году на месторождении "Кумтор" добыли около 14,5 тонны золота, что практически равноценно показателям прошлых лет. Однако в связи с временной утерей статуса надежного поставщика и затянувшимися переговорами вокруг крупнейшего на Тянь-Шане рудника экспорт драгоценного металла за рубеж значительно сократился. Если в 2020 году Кыргызстан продал за рубеж 17,6 тонны золота, то в 2021-м - примерно 5,6. Основными покупателями драгоценного металла из КР выступили Великобритания (около 4 тонн), Швейцария (чуть больше тонны) и Китай (примерно 0,3 тонны).