04.05.2022 08:58
Общество

В Башкирии из-за допнагрузки учителей страдает качество образования

Текст:  Айгуль Камаева (Уфа)
Российская газета - Неделя - Башкортостан: №96 (8744)
Подсчитать, сколько бродячих псов ходит у школы, сфотографировать припаркованные на газонах автомобили, сорвать со столбов объявления, организовать питание в школьной столовой, собрать информацию об отдыхе детей... Это лишь малая часть поручений, которые в течение года дают обычному учителю. От проверки тетрадей, подготовки планов и отчетов, общения с родителями педагогов тоже никто не освобождает. Как в таких условиях найти время и силы, чтобы достойно выполнять свою основную функцию - сеять разумное, доброе, вечное? Вопрос освобождения учителя от чрезмерной бюрократической и непрофильной нагрузки сегодня на повестке дня депутатов и чиновников федерального и регионального уровней.
/ Петр Коннов/РГ
Читать на сайте RG.RU

Завалили бумагами

- Результаты социологических исследований, проведенных за последние три года, свидетельствуют: учителя заполняют не менее 49 видов документов. Согласно международному исследованию, наша система образования самая забюрократизированная среди аналогичных в 36 странах мира: школьный педагог в России трудится свыше 46 часов в неделю, затрачивая на заполнение планов, отчетов, подготовку к урокам более 15 часов, - отметил заместитель председателя госсобрания РБ Рустам Ишмухаметов.

Интересные результаты показал опрос, проведенный среди 4,5 тысячи учителей республики институтом стратегических исследований Академии наук РБ. Немало респондентов в числе препятствий для нормальной учебной деятельности выделили слабую оснащенность школ, ленивых учеников и отсутствие диалога с родителями. 85 процентов опрошенных жаловались на обилие отчетов и поручения, не связанные с их непосредственной деятельностью.

По мнению председателя комитета госсобрания РБ по образованию, культуре, молодежной политике и спорту Раиля Асадуллина, из-за дефицита времени у учителя, который физически не успевает выполнять непосредственные обязанности - работать с детьми - ухудшается качество образования. А излишняя бюрократизация отпугивает молодых педагогов: они не выдерживают прессинг и уходят из профессии.

Каждому свое

Как сообщил министр образования и науки РБ Айбулат Хажин, этой проблемой занимаются и на федеральном уровне. Минпросвещения утвердил конкретный перечень документов, которые должен заполнять учитель. В список входит не только составление различных учебных программ, но и ведение электронного журнала и дневника школьника. И хотя педагоги жалуются, что тратят на последний пункт очень много времени, министр уверен, что электронный журнал, наоборот, помогает экономить силы учителя:

Почему учителям нужно проходить психологические тесты

- Журнал создан в государственной информационной системе "Единая электронная образовательная среда РБ" и дает возможность собирать более 100 видов отчетов автоматически, буквально нажатием нескольких клавиш. Сведения вносятся в систему один раз в начале учебного года. При необходимости директор школы или проверяющие могут ими воспользоваться без привлечения учителя. Некоторые школы при этом продолжают вести еще и бумажную версию журнала, но делать этого не нужно! - подчеркнул Айбулат Хажин.

Он считает: учителя тратят немало времени на выполнение поручений, поступающих из различных ведомств. К примеру, их просят обеспечить явку учеников на какое-либо мероприятие, не предусмотренное школьным планом.

- Иногда доходит до абсурда: велят помыть забор на центральной улице, ходить по квартирам и раздавать пожарные извещатели, фотографировать автомобили, припаркованные на клумбе. Недавно одному из директоров поступил запрос о цене закупаемой гречки. Мы стараемся пресекать подобные запросы, но меньше их не становится. Они носят авральный характер и никак не оплачиваются. Это явно перегружает учителей. Если мы не встанем на их защиту, скоро некого будет защищать, - отметил чиновник.

Разгружают или нагружают?

Директор стерлитамакской гимназии N1 Риф Тажиев говорит, что хоть и уменьшили количество обязательных отчетов для учителей, нагрузка только растет. Во-первых, потому что сохранилось количество обязательных или рекомендованных мероприятий с требованием отчитаться после их проведения. Во-вторых, в дирекцию школы приходит огромное количество гугл-таблиц, анкет, отчетов, которые нужно заполнить и отправить буквально на следующий день. И эту обязанность перекладывают на учителей.

Что должен уметь учитель по новому профстандарту

По словам Рифа Тажиева, нагрузка особенно возрастает под конец года, когда нужно успеть провести все запланированные по программе уроки, а тут сваливается целая куча всевозможных мероприятий - концерты или собрания.

- К примеру, в этом году последний звонок девятиклассников неожиданно перенесли с 25 на 18 мая, и нам сложно перекроить учебный план, чтоб успеть пройти все темы, - рассказывает Риф Тажиев. - Страдает учебный процесс и в связи с Всероссийскими проверочными работами, из-за которых приходится отменять уроки и опять-таки дополнительно привлекать учителей. Поэтому мы предлагаем использовать международный опыт, когда качество образования оценивают, проверяя отдельные школы, а не все подряд.

Он считает, что увеличение проверочных работ не привело к повышению качества образования, поэтому лучше тратить время на обучение, а не на проверку знаний.

Дело в деньгах

Любая, даже профильная, нагрузка должна достойно оплачиваться. Как заявила руководитель Гострудинспекции в РБ Татьяна Астрелина за последние два года в ведомство поступило 311 обращений от работников образования. Более 90 процентов из них были связаны с заработной платой.

- С точки зрения законодательства, получение зарплаты в размере МРОТ (у нас в регионе это 15 973 рубля) - не нарушение. Но с точки зрения здравого смысла и исходя из социально-экономической ситуации, оно свидетельствует о бедственном положении наших педагогов, - сказала Татьяна Астрелина.

Рособрнадзор в 2022 году запустит электронный документооборот для учителей

Она отметила, что в регионе зарплата работников сферы образования варьируется от 15-17 тыс. до 80 тыс. рублей в месяц. Проблема кроется в действующем постановлении правительства РБ N374 "Об оплате труда работников государственных учреждений образования РБ", в котором нет четкого определения перечня и критериев начисления стимулирующих выплат учителям и воспитателям. Сегодня решение по ним должны принимать директоры школ и заведующие детскими садами персонально по каждому работнику с учетом мнения профсоюза. Однако жалобы, поступающие в надзорное ведомство, доказывают: на самом деле выплаты зависят только от личного отношения руководителя, наличия финансирования и выполнения общих показателей, а не от качества работы сотрудника.

По словам главного гострудинспектора РБ, в том же постановлении есть пункт, который противоречит Трудовому кодексу РФ. Так, в документе указано, что учителям за замену коллеги идет почасовая оплата, тогда как в ТК РФ нет понятия "замещение", соответственно платить за допчасы педагогам должны больше, чем за основную работу. И это легко можно доказать в суде. К примеру, в Кумертау гострудинспекция добилась выплаты учителю, замещавшего коллегу, сверхурочных в двойном размере.

Образование Башкортостан Башкортостан