04.05.2022 12:33
Культура

Вдова Владимира Этуша поделилась воспоминаниями о муже накануне его столетия

Текст:  Ариадна Рокоссовская
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №96 (8744)
Известно, что дней рождения у Владимира Этуша было два. В своей книге "И я там был" он вспоминал: "Началось все с того, что я появился на белый свет дважды. Первый раз - 6 мая 1922 г. А второй - в ту же пору, но год спустя. Объясняется это очень просто. Тогда в некоторых семьях было принято записывать новорожденного мальчика годом позже. Дескать, придет время призыва в армию - крепче будет. Так поступили и со мной. И официально я существую с 1923 года".
Читать на сайте RG.RU
Умер Народный артист СССР Владимир Этуш

О том, как он не стал режиссером, как попал на фронт и как праздновал свои дни рождения, "РГ" - Неделе рассказала вдова Владимира Абрамовича Елена Этуш.

Елена Этуш: Дни рождения Владимир Абрамович обычно праздновал на сцене родного Театра имени Вахтангова. Он всегда отмечал их спектаклями, а юбилеи - премьерами новых постановок. И считал, что для артиста это лучшее празднование. А уже в какой-то другой день, позже, мы приглашали гостей.

То есть театр был для него не просто работой, но образом жизни?

Елена Этуш: Да, безусловно. Это была его сущность.

Вячеслав Спесивцев: Актерская биржа - просто отличная задумка

А почему он выбрал именно эту профессию?

Елена Этуш: Наверное, была внутренняя потребность. Он чувствовал в себе такое призвание. И никогда не жалел о том, что стал актером. Собственно, он не представлял себя в какой-либо другой ипостаси.

А ведь поступал-то он на режиссерский факультет. То есть изначально у него была другая цель?

Елена Этуш: Да. Он считал, что у него очень невыигрышная внешность для актера. Ему казалось, что он будет не слишком востребован, что ему будут давать роли каких-нибудь восточных князей, а, условно говоря, председателя колхоза он сыграть не сможет. Поэтому он сдавал экзамены в ГИТИС на режиссерский факультет, но, к счастью, его не взяли. А когда он пришел на прослушивание в Щукинское училище к Рубену Николаевичу Симонову, там был Борис Евгеньевич Захава, который в тот момент что-то репетировал. И Этуш услышал, как Симонов говорит Захаве: "Смотри, какая внешность!" Тогда он понял, что подходит для этой работы. А на мой взгляд, у Владимира Абрамовича как раз очень счастливая актерская внешность: он был абсолютно узнаваем в любом возрасте.

Фото из личного архива семьи Владимира Этуша

Вы чувствовали эту узнаваемость и народную любовь?

Елена Этуш: Ну, конечно! Зритель его любил, он был настоящий народный артист. Где бы мы ни были, даже за границей, обязательно находились люди, которые подходили и говорили: "Как мы рады вас видеть! Мы вас так любим!" Владимир Абрамович реагировал с юмором. Он всегда говорил: "Если артист вам рассказывает, что он устал от постоянного внимания публики, не верьте ему". И восклицал: "Он врет!"

А как он попал на фронт? Ведь у него, как у студента театрального училища, была бронь.

Елена Этуш: Когда началась война, их - студентов - отправили под Вязьму рыть окопы. И буквально за день до наступления на город немцев их успели эвакуировать. Вернувшись в Москву, они с товарищами тушили "зажигалки". В это время он выходил в массовке в некоторых постановках. И в конце сентября 1941 г. во время спектакля "Фельдмаршал Кутузов" он насчитал в зрительном зале 13 человек. То есть на сцене было больше людей, чем в зале. Тогда он понял, что артисты сейчас не нужны, а нужны солдаты. На следующий день он пошел и записался добровольцем. В его военном билете стоит дата: 1 октября. Поскольку он знал немецкий язык, его отправили в школу военных переводчиков. А потом - на фронт.

Известно, что на войне он был ранен. Ранение не напоминало о себе, особенно в преклонном возрасте?

Елена Этуш: Ранение у него было тяжелое, разрывной пулей, кто знает, возможно, какие-то проблемы со здоровьем были связаны именно с этим. По прошествии стольких лет уже сложно определить, что с чем связано. У него были раздроблены кости таза, и какое-то время после ранения он хромал. Но главной чертой его характера была железная сила воли. Он смог справиться с хромотой после войны.

Сила воли у него действительно была необычайная! Он ведь до 96 лет выходил на сцену. В таком возрасте это просто подвиг!

Елена Этуш: Мы все понимали, что лишить его этого нельзя. Я и сейчас иногда задумываюсь: а правильно ли я делала, что поощряла это и в чем-то даже инициировала? А может быть, надо было просто осесть дома и ничего не делать? Но, знаете, в результате постоянных размышлений я прихожу к выводу, что это было необходимо. Этуш был человеком, который не мог тлеть - ему нужно было гореть! И так и было до последнего дня.

Фото из личного архива семьи Владимира Этуша

Когда разница в возрасте составляет сорок лет, мужчине нелегко поверить, что женщина действительно его любит. Как было в вашем случае?

Елена Этуш: Нет, он был уверен, но все равно удивлялся тому, что я так его люблю. Мы ведь не сразу поженились, а только пожив вместе и поняв, что мы - семья и очень друг другу подходим. Мы были двумя половинами одного целого. Такое редко встречается. Мы друг без друга не могли выдержать и получаса. Я ложилась с ним в больницу, как мать с ребенком, потому что представить себе не могла, как можно быть дома, спокойно есть, пить и спать, когда он там! И столетие мы планировали отмечать вместе. Мы даже обсуждали это.

А как вы познакомились с Владимиром Абрамовичем?

Елена Этуш: Все началось с того, что в 1988 г. я случайно попала на замечательный спектакль "Будьте здоровы", в котором он играл главную роль. И я полюбила... Театр Вахтангова. Спустя несколько лет, когда я пересмотрела почти весь репертуар, кассирши, которые уже меня знали, посоветовали сходить на спектакль "Закат". И тут случилось озарение. Я впервые увидела Этуша не в комедийной, а в драматической роли. А ведь до этого я, как и большинство зрителей, особенно тех, кто знал его только по ролям в кино, воспринимала Владимира Абрамовича как артиста комедии. Я поняла, что это глубочайший, выдающийся драматический актер! Это было как удар молнии. С этого момента он стал моим любимым артистом, и я целенаправленно ходила на спектакли с его участием. Я подходила к нему с цветами, с какого-то момента он начал меня узнавать, потом завязалось знакомство. А потом - в 2000 году, - когда не стало его жены, отношения перешли в другую плоскость. Не актер и поклонница, а мужчина и женщина.

Фото из личного архива семьи Владимира Этуша

Этуш на экране и в обычной жизни - это один и тот же человек? Он был именно таким ярким и харизматичным, каким его знал зритель?

Елена Этуш: Да, он был именно таким. На него хотелось смотреть, его хотелось слушать.

Минкультуры открывает Актерскую биржу России

Как вы планируете отмечать юбилей Владимира Абрамовича?

Елена Этуш: 15 мая в театре Вахтангова пройдет Хрустальный бал "Хрустальной Турандот" в его честь. Это будет концерт с участием актеров, которые играли с ним на сцене и в кино. А непосредственно в день рождения я открою новый памятник на Новодевичьем кладбище. Да, нынешнее надгробие делал он сам, такое, каким он его себе представлял. Но все эти три года, прошедшие с его смерти, я смотрю и убеждаюсь, что у народного артиста не может быть такой скромный памятник. Но и вычурным он тоже быть не может - Владимир Абрамович терпеть этого не мог! Поэтому я решила его дополнить, и мне в этом помог скульптор Филипп Трушин. Те, кто видел макет, сказали: "Это памятник великому русскому актеру". Значит, мы угадали.

Фото из личного архива семьи Владимира Этуша
Был случай

Три магнитофона, три кинокамеры...

А употреблял ли Владимир Абрамович в обычной жизни выражения своих героев? "Спортсменка, комсомолка и просто красавица" или, скажем, "все, что нажито непосильным трудом"?

Елена Этуш: Нет, он не употреблял. А другие употребляли. Как-то, когда мы отдыхали в Геленджике, нашу московскую квартиру обокрали. Когда Владимиру Абрамовичу позвонил милиционер и сообщил об этом, ошарашенный Этуш спросил, что украдено. Милиционер ответил: "Простите, конечно, неудобно в такой момент, но так хочется сказать: "Три магнитофона, три кинокамеры заграничные..."

Наше кино Драматический театр