Чем пахнет искусство
"На его выставках пахнет деревом, пахнет теплом, пахнет творчеством". Эта оценка прозвучала на открытии персональной выставки Ивана Мозгового в барнаульской библиотеке им. В. М. Башунова. Название экспозиции - "33". С одной стороны, это возраст Ивана, с другой, люди старшего возраста помнят, что это скорость вращения грампластинок - 33 оборота в минуту. Следующая выставка, пошутил автор представленных картин и скульптур, пройдет, когда ему исполнится 45. Думается, однако, что следующий творческий отчет пройдет намного раньше - Мозговой-младший так же трудолюбив, как и его отец, Сергей Геннадьевич, об удивительных скульптурах которого наша газета рассказывала не раз.
В архиве редакции есть фотографии, где совсем еще юный Ваня вместе с отцом и дедом строят храм изо льда. Лепить из пластилина он начал в дошкольном возрасте, насмотревшись на папины скульптуры.
- Говорят, неплохо получалось, я часто равнялся на папу, но он никогда меня не принуждал чем-то заниматься и ничего за меня не делал. Он повлиял и на выбор вуза после окончания художественной школы - я поступил в институт архитектуры и дизайна при АлтГТУ. Архитектура в сути своей мне по-прежнему интересна - не интересна офисная нудная работа. Когда я это понял, ушел опять же по совету отца в преподавание. Начинал работать с детьми, теперь - со студентами в Алтайском государственном институте культуры на кафедре художественной культуры и декоративно-прикладного творчества.
Желание сделать задуманное как можно лучше - у Ивана семейная черта. По этому поводу с отцом периодически возникают творческие споры.
- Отец лучше чувствует формы и пропорции, а я - цвет. Советуемся друг с другом, когда каждый делает свою работу. А в совместных проектах после горячих споров пришли к выводу: кто главный в данной работе, тот и принимает решения, а другой подчиняется. Больше всего понравилась совместная работа по благоустройству территории школы N 112, где папа давно работает педагогом допобразования, а я учился. Тогда в детстве привык его звать по имени-отчеству.
Лауреат выставки молодых художников "АзАрт-2021" и обладатель специального диплома жюри "Молодая Сибирь - 2019" Иван Мозговой работает по нескольким направлениям в живописи и скульптуре. Графика, акварель, масло, корнепластика, скульптурные композиции из разных материалов. Отец считает, что Иван в своем творчестве еще долго будет в поиске. Сын признается, что пытается найти главное направление.
- Хочу сфокусироваться на гравюре. В планах - обучать ей своих студентов со следующего учебного года. Планирую начать с двух серий. Первая будет посвящена наследию скифов на Алтае. Вторая - архитектурному наследию России. Продолжу серию деревянных скульптур о хтонических существах, символизирующих окружающие нас природные силы, и серию жанровых графических работ на тему "Миграция".
"Миграция" - цикл размышлений художника о современном мире, который "стронулся", о своих сомнениях, ожиданиях, надеждах. Люди и андроиды, невиданные небоскребы и древние караваны, Восток и Запад, быт и фантазии...
По-нашему, но без клюквы
"Азбука жизни, или исповедь музыканта" - так назвал свою книгу барнаулец Евгений Галкин, которого в музыкальной среде известен как "человек-оркестр". Он умеет играть как на классических музыкальных инструментах (баяне, балалайке, тубе, тромбоне, продольной флейте, комусе, жалейке, баритоне, колокольчике, пианино, гитаре, ударных инструментах), так и на нетрадиционных - пишущей машинке, бокалах и даже наковальне.
У Галкина 25-летний стаж в инструментальном ансамбле "Руснари", о котором журналистка "Алтайской правды" Ольга Шевчук написала: "Их стиль не имеет ничего общего с балалаечно-гармошечной "клюквой". Этот ансамбль преподносит умную, не задавленную дурной эмоцией музыку. "Руснари" прежде всего интеллектуальны". "Руснарям" аплодировали зрители Франции, Голландии, Германии, Литвы, Вьетнама и нашей необъятной страны. Есть что вспомнить и кого вспомнить.
- Потребность высказаться, запечатлеть свои мысли и воспоминания возникает с возрастом, и я - не исключение, - говорит заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества Евгений Галкин. - Я долго думал, как оформить содержание, не хотелось идти по проторенному пути автобиографий: родился, учился, женился и прочее. И придумал - сам себе задаю вопросы от автора и сам же на них отвечаю - исповедь самому себе. Очень жаль, что через бумагу сложно передать эмоции, интонации, самоиронию. Независимо от дальнейшей судьбы этой книги, я чувствую, что сделал нужное дело, причем нужное в первую очередь для самого себя. Каждый раз, когда я забрасывал работу над исповедью, то чувствовал вскоре необъяснимую потребность писать ее снова. Параллельно за это время я в соавторстве с Ириной Оркиной написал книгу об известном в крае музыканте, профессоре Николае Александровиче Корниенко и выпустил более десяти авторских нотных сборников.
В "Исповеди музыканта" все главы расставлены в соответствии с русским алфавитом. Буква "Я" посвящена блиц-опросу. "У вас много грехов?" - задает себе вопрос Евгений Галкин. И отвечает: "Грех - это нарушение гармонии мира. У каждого человека за прожитую жизнь накапливается много грехов. И у меня их немало. Какие-то по незнанию, какие-то по неопытности, третьи по глупости. Главное - я не совершал подлости и предательства, никому не сказал грубого слова и все прощал. Но самый страшный грех - врать самому себе".
В Барнауле немало памятников. Причем даже тем, кто здесь никогда не был, - Пушкину, Высоцкому, Цою. Кого бы еще можно было увековечить?
Иван Мозговой: Скажу сразу, что на площади Октября, в самом центре города, было совершенно нелогичным появление памятника Сеятелю. Куда уместнее была бы фигура Акинфия Демидова, благодаря которому был основан Барнаул. Или Петра Столыпина, внесшего большой вклад в развитие Алтая в начале прошлого века.