Билал Курбанов, заместитель директора Центра регуляторной политики фонда ЦСР:
Согласно инициативе, лизингополучатели смогут воспользоваться таким правом в случае увеличения лизинговых платежей в период с 1 марта по 31 декабря 2022 года. При этом штрафные санкции и меры ответственности за досрочный выкуп применяться не будут.
Чтобы понять логику действий правительства необходимо учитывать сложившуюся ситуацию на рынке лизинга, который, кстати, заметно оживился в прошлом году. Так, по сравнению с 2020 годом объем лизингового портфеля в 2021 году вырос на четверть, составив 6,5 трлн. рублей. И это с учетом повышения ключевой ставки с весны 2021 года.
В самих лизинговых договорах платежи чаще стали привязываться к ключевой ставке, на сегодня это характерно для портфеля большинства лизинговых компаний. Кроме того, нужно учитывать, что в структуре источников финансирования лизинговых сделок большую часть составляют банковские кредиты, значительная доля которых также привязана к ключевой ставке. Таким образом, когда наступает событие-триггер, размер лизинговых платежей изменяется и пересчитывается автоматически либо у одной из сторон появляется, как минимум, право требовать такой пересчет.
Из-за резкого роста ключевой ставки после февраля 2022 года, эта зависимость привела к тому, что в ряде отраслей лизингополучатели подняли тревогу. Операторы железнодорожного, авиа- и морского транспорта, таксомоторные и каршеринговые компании заявили о существенном пересмотре лизингодателями размера платежей, в том числе по уже заключенным договорам, а также о существенном удорожании запчастей и сокращении предложения на рынке.
Для разрешения сложившейся проблемы на рынке лизинга могли быть две опции. Либо отдать разбор каждого случая на откуп судам, либо инициативно со стороны государства сдержать рост платежей.
Предлагаемая правительством мера идет по второму пути - она направлена на стабилизацию рынка лизинга за счет сдерживания роста размера лизинговых платежей. Цель - не допустить кризиса неплатежей. Ведь он может привести к заметному урезанию издержек компаний (включая также расходы на персонал и выплату заработных плат), закрытию бизнесов и распродаже лизинговых активов, которые зачастую очень специализированы, и без сильного дисконта на фоне тревожных настроений в экономике их будет нелегко продать.
Законопроект предлагает наделить лизингополучателя правом досрочного выкупа как в случае, когда в договоре предусмотрен переход права собственности к нему после уплаты лизинговых платежей, так и в случае, когда в договоре этого нет. В последнем случае речь идет, по сути, об аренде.
Предоставление права досрочного выкупа, даже когда переход прав собственности не был изначально предусмотрен договором, кардинально изменяет интересы сторон, которыми они руководствовались при заключении сделки.
Здесь обращает на себя внимание ситуация, в которой оказываются лизингодатели. Если в договоре было условие о привязке размера лизинговых платежей к ключевой ставке, и оно произошло с 1 марта 2022 года, то лизинговое имущество может быть автоматически выкуплено у лизингодателя! "Обратная сила" закона ухудшает позицию последнего, поскольку в момент согласования условий договора и механизма ценообразования такого закона не существовало.
На первый взгляд, кажется, что для лизингополучателя создается благоприятная ситуация, при которой он может относительно безболезненно выйти из лизингового договора, выкупив досрочно лизинговое имущество, если повысится размер лизинговых платежей. Однако, дьявол - в деталях правил расчета стоимости при досрочном выкупе лизингового имущества. Законом они не урегулированы, поэтому действуют правила, закрепленные в договоре.
Досрочный выкуп является негативным сценарием для лизингодателей, ведь он ухудшает качество их портфеля. Поэтому они заранее учитывают такой вариант в своей финансовой модели и отражают это в договоре. Так, лизингодатели при заключении договора могут заложить риск досрочного выкупа в повышенной ставке кредитования или путём фиксации штрафов за досрочный выход из договора. Законопроект блокирует последний вариант, но не может повлиять на первый вариант. Открытыми остаются вопросы, как будет определяться выкупная цена, если договор лизинга не предусматривал перехода права собственности и в нем отсутствуют правила о выкупной цене или если выкупная цена в договоре указана в символическом размере?
Резюмируя, важно подчеркнуть, что предлагаемая правительством антикризисная мера, в которой нуждаются лизингополучатели, будет сбалансированной, только если она одновременно будет учитывать и проблемы лизингополучателей, и интересы лизингодателей. Правда, есть надежда, что острота проблемы с повышением лизинговых платежей спадет в связи с очередным понижением ключевой ставки ЦБ РФ до 14%.