Вопрос не только в подходах, но и в дефиците специалистов. А их нужно готовить с детства! Поясню. У нас мало уделяют внимания ресурсосбережению. Между тем с учетом старения и выбытия из эксплуатации мощностей добывающих отраслей, исчерпания месторождений и увеличения затрат на разведку и разработку новых, ресурсосбережение не имеет альтернативы.
Продажа непереработанного сырья - тупиковый путь развития промышленности. Это еще в начале XX века вывел Дмитрий Менделеев. Они изложены в его заключительном труде "К познанию России" и, к сожалению, не знакомы многим власть имущим.
Подсчитано: на современном уровне развития технологии девять процентов исходного сырья уходит в отходы. Сколько производится в стране черных и цветных металлов, добывается угля и неметаллических полезных ископаемых, известно. А вот сколько та или иная отрасль производит при этом отходов - известно только специалистам.
Вот несколько цифр. При добыче угля ежегодно на поверхность земли из недр поднимают около одного миллиарда кубических метров пустой породы. Строят из нее бесполезные пирамиды - терриконы. Впустую растрачиваются плодородные земли, загрязняется атмосфера.
"Зеленые технологии" - это, прежде всего, ресурсосберегающие и цикличные технологии, которые должны использоваться во всех сферах хозяйственной деятельности и предусматривают использование современного природоохранного оборудования.
Однако, когда руководители высокого уровня используют противоречивые термины типа "экологически устойчивое развитие" и не отличают утилизацию отходов от их свального захоронения или сжигания, рассчитывать на технологическую революцию в обращении с отходами производства не приходится. Любой технологии нужны профессионалы!
В России, несмотря на перестройку образования в связи с созданием Национальной системы квалификаций, существует серьезный разрыв между общественными потребностями в эколого-инновационном развитии и применяемыми в образовательном процессе формами и методами.
Просветительская работа для становления и развития Национальной системы профессиональных квалификаций имеет особое значение. Нам жизненно важно вспомнить национальный опыт сквозного экологического образования и не заменять историю на суррогат. Хотя юннатскому движению уже более века, оно по-прежнему актуально и сегодня. Многие специалисты, которые вышли как раз из юннатского движения, пришли в науку, в изучение экосистемы различного уровня и в дальнейшем - в охрану природы, науку, образование и в экологическое просвещение. Именно за юннатским движением - наше экологическое будущее.