18.05.2022 03:02
Digital

Российские блогеры потеряли до 80% своего дохода

Текст:  Олег Капранов
Российская газета - Федеральный выпуск: №105 (8753)
За последний месяц российские блогеры потеряли до 80% своего дохода, по оценкам экспертов и участников рынка.
/ Олеся Курпяева
Читать на сайте RG.RU

Больше всего пострадали те, кто зарабатывал в Instagram (принадлежит запрещенной и признанной в России экстремистской компании Meta) и на YouTube. Российские площадки, такие как "ВКонтакте", RuTube или Telegram Павла Дурова, не способны в краткосрочной перспективе заместить покинувших рынок игроков.

В результате сформированные за годы работы аудитории распадаются.

Проблемы блогеров можно разделить на несколько составных частей. Во-первых, альтернативные площадки - не копия или замена ранее существовавших.

Как рассказал Александр Моисеев, генеральный директор RuTube - главной альтернативы для YouTube, отключившего рекламу и монетизацию для блогеров, они создают собственную платформу и не стремятся во всем повторять конкурента.

"Главный заказчик RuTube - это не мы и даже не блогер, а тот пользователь, который нас смотрит. Есть много вещей, которые в YouTube в целом людям не нравились. Например, рекомендательная система специфическая. Когда алгоритм отлажен настолько, что он вам дает ровно то, что вы хотели искать, вы попадаете в информационную яму. В тот момент, когда мы будем делать точную копию YouTube, неизбежно попадем в режим "игры в догонялки". Наша задача - делать то, что нужно пользователям", - сообщил Моисеев.

Самый ощутимый минус - снижение охватов, так как локальная площадка может привлекать существенно меньшую аудиторию, чем глобальный игрок. Вторая проблема, крайне критичная для блогеров и паблишеров, - менее отлаженный набор инструментов, используемых для продвижения и анализа его результатов.

Глава Минцифры: Мы не планируем закрывать YouTube

"На альтернативных площадках не хватает проработанного рекламного инструментария: например, понятной статистики по всем форматам. В Telegram мы не можем снять расширенную статистику за пост. Пока приходится работать с тем, что есть", - говорит Таня Иванова, генеральный директор hello blogger.

Крайне болезненным стало отключение рекламной инфраструктуры для Instagram-блогеров. По словам собеседника "РГ", блокировка ряда соцсетей стала крайне серьезным ударом по аудитории, последствия которого в полной мере можно будет ощутить к маю-июню. Но его можно было бы скомпенсировать за счет рекламных инструментов, привлекая новых подписчиков. В результате аудитория блогеров сократилась в среднем на 70%, а доходы снизились на 80%, сообщил "РГ" Иван Самойленко, управляющий партнер коммуникационного агентства B&C Agency.

Отключение механизмов монетизации, существовавших у YouTube, стало серьезным ударом для небольшой группы блогеров, зарабатывавших только так - они потеряли 100% дохода, отмечает Иванова.

"Для остальных отключение монетизации - это потеря в среднем от 30% до 40% дохода", - рассказала она. Более серьезным ударом, особенно для топовых блогеров, стало сворачивание рекламных бюджетов у брендов, которыми оплачивались рекламные интеграции.

"Март и первую половину апреля "откручивались" кампании запланированные в январе и начале февраля, плюс ситуативные размещения, например реклама VPN. Оценить реальное снижение рекламы мы сможем только в июне-июле, но сейчас уже можно сказать, что многие постоянные клиенты уведомили нас, что маркетинговые бюджеты на Россию больше не предусмотрены", - говорит Иванова.

Илон Маск засомневался в покупке Twitter

Ситуация затронула не только иностранных рекламодателей, пояснила Иванова. По ее данным, на паузе стоят и российские бренды, потому что переупаковывают свои стратегии с учетом новых реалий. Активными в рекламном поле остались банки, девелоперы и фарма.

По данным директора по маркетингу Brand Analytics Василия Черного, 42 % Instagram-блогеров переходят в Telegram, 32 % выбирают "ВКонтакте", 12 % - "Одноклассники", 7 % - "Яндекс.Дзен", а 6 % отдают предпочтение другим площадкам.

Но переходя с одной платформы на другую, блогеры приводят за собой в среднем до 20% прежней аудитории, поясняет Самойленко.

"Проявляется и нехватка привычных инструментов для публикаций - далеко не всегда блогер из Instagram может перейти во "ВКонтакте", сохранив привычные форматы", - подытоживает он.

Все собеседники "РГ" сходятся в том, что сложившаяся ситуация во многом "обнулила" аудитории соцсетей, вынудив большинство пользователей формировать свои ленты заново.

А часть пользователей, лишившись своего привычного окружения, утратила интерес к соцсетям в целом.

Интернет Соцсфера