19.05.2022 09:40
Екатеринбург

Что произойдет с уральскими отелями после ухода международных брендов

Текст:  Татьяна Казанцева (Екатеринбург)
Российская газета - Экономика УРФО: №107 (8755)
Американская компания Hyatt International Corporation приостановила операционное управление российскими отелями "Хаятт". Как это отразится на работе екатеринбургских представителей громкого бренда и что будет с другими гостиницами западных сетей?
/ Татьяна Андреева/РГ
Читать на сайте RG.RU

В Екатеринбурге, как известно, два отеля "Хаятт". К старожилу-пятизвездочнику в прошлом году присоединился его собрат, получивший четыре звезды. Из-за пандемии открытие второго прошло буднично, да и раскручиваться по той же причине он только-только начал. Неужели так и не заработает в полную силу?

По мнению экспертов, реальной истории уральских "Хаяттов" недавнее решение заморских боссов не угрожает. Управление объектами перейдет к "Хотел Девелопмент Компани" - дочерней структуре горно-металлургического холдинга. Оба отеля построило его подразделение, и находятся они в собственности металлургов.

- На работе местных отелей "Хаятт", по моему мнению, передача операционного управления никак не отразится. Объекты с хорошей репутацией, четкими стандартами и налаженными бизнес-процессами продолжат деятельность, - считает исполнительный директор Клуба отельеров Екатеринбурга Тамара Клишина. - Для собственника это может оказаться даже выгоднее, так как он освободится от платежей за бренд. В управлении отелями останется прежняя команда - за несколько лет она приобрела огромный опыт.

Похожая ситуация складывается и с другими западными брендами. По словам президента Уральского союза туриндустрии Ольги Ергуновой, ряд сетей действительно заявил об уходе из России, в их числе "Хилтон", "Аккор" (под его крылом работает екатеринбургский "Новотель"), другие подумывают об этом ("Меркурий", "Холидей Инн"). Но большой плюс в том, что большинство объектов не принадлежит зарубежным сетям - они открылись в России по франшизе.

Большой плюс в том, что большинство объектов не принадлежит зарубежным сетям - они открылись по франшизе

- 98 процентов этих отелей находятся в собственности россиян. Национализировать их не придется, однако потребуется сменить управляющую компанию. Не исключена и смена названия, ведь при отключении отелей от одноименной сети уже нельзя пользоваться старой торговой маркой. Например, когда в 2014 году из Крыма ушел "Мариотт", гостиница стала работать под турецким брендом, - напомнила Ергунова.

Минус ухода международных игроков в отключении отеля от сложившейся, отработанной системы, например, инструмента управления номерным фондом. Отныне придется заводить все свое: менять программное обеспечение, переходить на собственный домен, сайт, систему бронирования... Тот же "Хаятт" пока использует привычные ресурсы, но до 2024 года будет от них отключен, поэтому такой переход неизбежен. Но это, как говорится, дело житейское.

ФАС начала проверки цен на отели в регионах

Главная проблема в том, что командам придется побороться за искушенного путешественника, считает эксперт. Брендовые отели пользовались популярностью среди корпоративных клиентов. Впрочем, даже сменив вывеску, высококлассные гостиницы все равно будут востребованы. А вот отели среднего класса ожидают непростые времена из-за инфляции и снижения платежеспособности их обычных гостей, прогнозируют аналитики. Эти опасения хорошо иллюстрирует стоимость номеров: цены сейчас на уровне прошлого года. Ведь они зависят прежде всего от спроса, сезона и количества мероприятий в городе.

- В целом рынок гостеприимства Екатеринбурга не сильно пострадал от внешнеэкономических санкций. Средняя загрузка за апрель составила более 60 процентов. Это ниже прогнозных и плановых показателей, но не критично. Однако в 2022 году на загрузку повлияет отмена крупных мероприятий в городе. Сейчас перестраиваемся на внутренний турпоток, уже видим увеличение запросов на проживание туристических групп, - сообщила Тамара Клишина.

Организованные туристы в основном едут из Москвы и Санкт-Петербурга - через туроператоров. Вторую большую группу составляют самостоятельные путешественники из регионов УрФО. Екатеринбург прекрасно подходит для автомобильных путешествий "на одном баке", потенциал развития этого сегмента большой. Кстати, жителей в УрФО немало - 12 миллионов. Если даже треть из них за год посетит Свердловскую область, отельеры будут с прибылью.

- Номерной фонд региона насчитывает 18 тысяч номеров. Но если в Екатеринбурге проблем с гостиницами нет, то в муниципальных образованиях ощущается их нехватка. Однако даже екатеринбургское благополучие не гарантирует притока туристов. Актуален вопрос: как привлекать туристов? Ответ: через маркетплейсы. Жителей Москвы и Санкт-Петербурга надо завлекать активнее. Сегодня Тюмень, Татарстан, Чувашия ярко представляют себя в столицах, а вот Урал от них отстает. Без рекламы, в том числе без помощи именитых блогеров, не обойтись, - считает Ольга Ергунова.

Правительство РФ обещает отельерам различные меры господдержки. Это в том числе обнуление НДС на пять лет, субсидированные кредиты, налоговые каникулы, ставка 0,5 процента для новых ИП, мораторий на проверки, поддержка модульных гостиниц. Кроме того, по словам представителя Агентства по привлечению инвестиций Валерии Кирилюк, отрасль сейчас активно прокачивают с расчетом на увеличение числа турнаправлений. Гранты на софинансирование ряда проектов выдает Ростуризм. Говорят, Свердловская область подала заявки везде, куда только можно.

Смогут ли уральские парикмахеры удержать цены при оттоке клиентов

Увы, грант на модульные гостиницы ей не достался. Зато регион может побороться за грант на строительство кемпингов. Есть интерес к обустройству горячих источников, термобассейнов. Эконаправление вообще растет: напомним, в прошлом году на Урале появилось 30 глэмпингов - шатров на природе "со всеми удобствами".

- Свердловская область вошла в число субъектов РФ, финансируемых из центра. Власти региона ставят амбициозную цель - добиться к 2035 году роста турпотока до пяти миллионов человек в год. Работа уже началась, но задача, безусловно, сложная. В 2021 году въездной туризм в Свердловской области составил 1,5 миллиона человек, - констатирует Ольга Ергунова.

Весной привлечь гостей помог туристический кешбэк, а с 1 июня запускается поддержка молодежного туризма. Студенческая программа рассчитана на проживание в кампусах.

- Екатеринбург - молодежный город. Нужно сделать упор на студентов - пусть они менее платежеспособны, однако могут заполнить пустующие номера. Кроме того, уральцам стоит активнее предлагать сплавы, пещеры, досуговые встречи, ведь нам есть что показать гостям, - считает Ергунова.

- Есть уверенность, что в летний сезон отлично будет себя чувствовать загородный сегмент индустрии гостеприимства. Уже сейчас большая часть номеров там забронирована, - добавляет Тамара Клишина.

Тем временем

Отели Angelo и "Лайнер" в аэропорту Кольцово Екатеринбурга в третий раз выставлены на аукцион. На предыдущие торги не было подано ни одной заявки. "Продажа отелей никак не связана с текущей ситуацией. Предпродажная подготовка велась заблаговременно, это просто решение собственника в отношении своего бизнеса", - сообщила Тамара Клишина. По мнению некоторых экспертов, на судьбе отелей во многом сказалась пандемия и связанные с ней ограничения на авиаперелеты и проведение крупных мероприятий.

Екатеринбург Урал и Западная Сибирь