29.05.2022 12:45
Общество

СПЧ: Критерии запрещенной информации будут представлены 1 июня

Текст:  Владимир Емельяненко
Российская газета - Федеральный выпуск: №115 (8763)
На 70%, по данным Лиги безопасного интернета, выросло число негативной информации в сети с начала специальной военной операции на Украине. "Лидеры" – фейки, сцены насилия, порноролики, унижения в треш-стримах и ЛГБТ-тематика. До 80% этого мусора загрязняет социальные сети, в том числе, детскую и подростковую интернет-среду.
/ Максим Богодвид / РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

- Надо блокировать эту грязь, не дожидаясь решения суда, - убеждена директор Лиги безопасного интернета Екатерина Мизулина. – Однако платформы отказываются ее удалять без уведомления Роскомнадзора или прокуратуры. Эти ведомства просто не успевают за потомком негатива. Поэтому я убеждена, что деструктив надо не просто блокировать до суда, а закрепить такое право законодательно и определить критерии запрещенной информации. Иначе мы захлебнемся в потоке грязи.

Такую позицию – блокировку негатива в сети, по данным ВЦИОМ и ФОМ, разделяют, более 57 пользователей, 83% и вовсе высказываются за "ограничения для всех", а 31% - только для детей и подростков. Причем, 49% признают, что с фейками, агрессией и разжиганием ненависти в сети, они стакиваются каждый день. То есть большинство выступают за принятие мер регулирования контента, в том числе за его запрет и блокировку.

- Удалять оперативно и дестуктив, и «серую» зону контента не получится, - признает член Совета по правам человека (СПЧ) Игорь Ашманов, – мощностей Роспотребназдора не хватит, да они и не нужны. Это неэффективный путь. Целесообразнее вести речь о саморегулировании реестра токсичного контента. Об этом нужно договариваться с цифровыми платформами. Для этого мы создаем механизм взаимодействия общества с IT-площадками. Вместе разрабатываем рубрикатор категорий токсичного контента, следующий этап - платформы, которые продолжают работать в России, признают критерии токсичного контента и включают их в свою внутреннюю политику, которая пока произвольна. Те же, кто продолжит сеять деструктив, сами должны будут оспаривать и доказать, что досудебная блокировка была неправильной.

Такой путь решения проблемы СПЧ, предлагая предварительно законодательно закрепить досудебную блокировку негатива, предложил президенту страны. Президент дал поручение до 1 июня разобраться с ситуацией роста в сети негативного контента. До блокировки эксперты предлагают создавать сеть барьеров, которые затруднят доступ к "серой" зоне информации. Для начала – скрывать профили пользователей в соцсетях из рекомендаций в ленте новостей и отключать монетизацию деструктивного контента. Блокировку они предлагают вводить, если информация несет угрозу жизни, здоровью или психике пользователей.

Президент РФ утвердил новый порядок расчетов за контент, касающийся правообладателей недружественных стран

Как считает директора Регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ) Рустам Сагдатулин, «схема СПЧ рабочая», но для того, чтобы внедрить систему досудебной блокировки в практику, сначала нужно определить категории деструктивного контента. РОЦИТ предлагает выделить шесть опасных категорий контента - сцены насилия, сексуальная эксплуатация несовершеннолетних, причинение вреда жизни и здоровью, сексуальные действия над животными, киберунижения и подрыв норм морали.

Как ожидается, рабочая группа СПЧ, РОЦИТ и Общественной палаты России критерии токсичного контента представят 1 июня.

СМИ и соцсети Роскомнадзор