Винтокрылые Ми-8 начали эксплуатироваться в СССР почти 60 лет назад - в 1965 году. С тех пор они неоднократно модернизировались и приобрели огромный авторитет во всем мире. В различных модификациях они используются более чем в пятидесяти странах. Очень хорошо показали себя в Афганистане - и как гражданская машина, и как военная.
В конце 1990-х появилась его транспортно-штурмовая версия - Ми-8АМТШ. Она оказалась очень удачной. Ее сразу же предложили на экспорт и представили на авиасалоне Фарнборо в Великобритании под названием "Терминатор".
Пафосное имя не прижилось, так как по огневой мощи он все-таки тогда уступал чисто боевым милевским вертолетам - Ми-24 и Ми-28. Зато у него оказалось множество других преимуществ, которые сделали Ми-8АМТШ очень популярным как среди летчиков, так и бойцов-десантников, которые им пользуются. На вооружение ВВС он поступил в 2009 году. В процессе своей эксплуатации эта машина продолжала и продолжает совершенствоваться.
Помимо выполнения транспортных работ и боевой службы Ми-8АМТШ используется при проведении спасательных операций, в том числе в условиях идущей военной спецоперации.
Опыт современных локальных военных конфликтов показывает, что у вертолета мало времени, порой - всего несколько десятков секунд на высадку десанта. После этого винтокрылая машина сама становится удобной целью для врага. Для уменьшения времени высадки десанта Ми-8АМТШ получили сдвижные двери, которые открываются с двух бортов, а также автоматическую рампу, заменившую механические створки, которые имелись на прежних модификациях. Главным же отличием стала возможность совершать ночные полеты.
На вертолете появилась специальная, адаптированная к ночной работе, кабина. Сразу стоит сказать, что создать ее было делом непростым. В такой кабине экипаж работает в очках ночного видения, которые чувствительны к любой засветке от многочисленных приборов на панели управления. Чтобы летчики ночью одинаково хорошо видели то, что находится по курсу полета за стеклами их кабины и приборы управления, специалистам пришлось провести огромную работу. Хорошо, что у нас такие специалисты оказались, так же, как и отечественная совершенно уникальная технология создания приборов ночного видения.
Экипаж Ми-8АМТШ видит ночью как днем. Состоит он из трех человек: командира экипажа, летчика-штурмана и бортового техника.
Ми-8АМТШ имеет облегченную металлокерамическую бронезащиту, прикрывающую жизненно важные узлы вертолета.
В номенклатуру бортового вооружения входят два 7,62 мм пулемета ПКТ в носовой и кормовой установках. В десантном отсеке вертолета имеется 6 шкворневых установок для крепления стрелкового оружия десантников - по три с каждого борта. На специальных балочных держателях крепятся блоки с неуправляемыми ракетами, 23 мм пушками, различные авиабомбы, а сегодня - управляемое и самонаводящееся ракетное вооружение, аналогичное тому, что несут вертолеты Ми-24 и Ми-28.
В десантном отделении могут размещаться до 34 десантников со снаряжением. Вертолет способен перевозить грузы массой до 4000 кг.
Немаловажно и то, что Ми-8АМТШ, как и Ка-52, имеют лучшую в мире систему защиты от ракет с инфракрасными головками самонаведения "Витебск".
Можно сказать, хотя имя "Терминатор" для этого вертолета не прижилось, сегодня Ми-8АМТШ - реально лучший в мире десантно-штурмовой вертолет, сочетающий качества винтокрылого трудяги и отлично вооруженного, да еще хорошо защищенного воздушного бойца.