30.05.2022 08:44
Авто

Нужно ли менять масло, если машина стояла на приколе

Текст:  Борис Захаров
На автомобильных интернет-форумах вступают в диспуты представители двух лагерей. Первые утверждают, что с автомобилем, простоявшим на приколе долгое время, ничего делать не нужно - сел и поехал. Их оппоненты считают иначе - настаивают на замене моторного масла, а в противном случае пугают поломками силового агрегата. "РГ" разобралась, кто здесь прав.
/ istock
Читать на сайте RG.RU

Моторное масло следует менять по графику, предусмотренному автопроизводителем. Как правило, автокомпании рекомендуют обновлять лубрикант раз в 10 - 15 тысяч км или раз в год. Однако в продвинутых моделях время замены подсказывает также и борткомпьютер, ориентируясь на количество моточасов и условия эксплуатации. Но если автомобиль простоял без движения больше полугода, смена моторного масла перед началом движения становится необходимой.

Россияне бросились скупать подержанные машины в Японии

Дело в том, что масло при долгом бездействии в моторе окисляется и стремительно теряет эксплуатационные свойства. Ведь кислород, как известно, попадает в мотор через вентиляцию картера и окисляет смазочный материал. В результате образуются кислотосодержащие смеси, которые начинают агрессивно воздействовать на внутренние части силовой установки.

Кроме того, из-за перепада температур в поддоне образуется конденсат. Вода под действием перепада температур оседает на стенках картера и смешивается с маслом. В итоге образуется агрессивная эмульсия, наносящая вред силовому агрегату.

И, наконец, из-за процесса испарения масло теряет легкие фракции. Поскольку о постоянном перемешивании масла у машины, на которой долго не ездят, речи не идет, запускается процесс расслоения смеси и выпадение в осадок тяжелых фракций. Такие компоненты - это фактически битумный налет, который прилипает к стенкам и дну картера. Хуже всего, что такой осадок не удается изгнать из двигателя даже после слива старого масла.

Таким образом, масло в моторе машины, "законсервированной" хотя бы на полгода, не будет смазывать и охлаждать силовой агрегат должным образом. И самое интересное, что на вид лубрикант не будет казаться деградировавшим. Именно поэтому специалисты рекомендуют, как минимум, не начинать движение, не проведя обслуживание такого мотора.

АвтоВАЗ завершил выпуск автомобилей Renault

Что именно следует сделать? Прежде всего - не заводить мотор, а вместо этого слить старый лубрикант и залить промывочное масло. Такая жидкость, как правило, низкой вязкости включает в себя специальные добавки на основе кальция, задача которых - нейтрализовывать образующиеся в двигателе кислоты и препятствовать появлению новых отложений. Затем двигатель должен поработать на промывочном масле 15-20 минут на холостых оборотах, после чего промывку сливают, меняют масляный фильтр и заливают новое моторное масло.

Альтернативный, но все же не столь эффективный вариант - использовать так называемые пятиминутные промывки. В своем составе "пятиминутки" содержат растворители и сульфонат кальция: эти вещества призваны быстро и агрессивно очищать двигатель от нагара и грязи. Такие средства заливают в двигатель, дают двигателю поработать на холостом ходу 5-10 минут, после чего сливают отработку, заливают свежее масло и ставят новый фильтр. Однако с полноценным промывочным маслом эти экспресс-субстанции соперничать, конечно, не могут.

Легковые авто