01.06.2022 09:11
Культура

Денис Мацуев выступил в Казани на фестивале "Белая сирень"

Текст:  Ольга Русанова
Российская газета - Столичный выпуск: №118 (8766)
Музыкальный фестиваль "Белая сирень", ставший уже брендом культурной жизни Казани, прошел в этом году в одиннадцатый раз. Его оригинальная концепция, в которой обыгрывается тема "Сергей Рахманинов и его век", звездные исполнители и сам руководитель фестиваля Александр Сладковский во главе Госоркестра Татарстана обеспечивают ему неизменный успех.
/ Фото предоставлено пресс-службой ГАСО Республики Татарстан
Читать на сайте RG.RU

На концерте с участием Дениса Мацуева и Александра Сладковского в концертном зале имени Сайдашева случился переаншлаг: билеты в кассе закончились, а от желающих не было отбоя. Администрация решила выписать 70 входных, разместив их счастливых обладателей стоя - вдоль стен в партере. В самом деле, вечер оказался знаменательным - и не только из-за громких имен, но и благодаря репертуару. Все строилось согласно концепции: в центре главный герой - в данном случае Сергей Рахманинов, а вокруг - произведения его современников. Подобный подход - в стиле фестивалей Александра Сладковского (например, афиша "Рахлинских сезонов-2022" была построена по принципу "Малер+", а прошлогодняя - как оммаж Бетховену).

/ предоставлено пресс-службой ГАСО Республики Татарстан
Зал "Зарядье" открыл афишу и продажу билетов на новый сезон

На нынешней "Сирени" самым ярким воплощением этой концепции стал именно концерт, в котором прозвучали Первый фортепианный концерт Шостаковича (1933), Второй Щедрина (1966), а после антракта - Вторая симфония Рахманинова (1907). Оба фортепианных концерта являются коронными номерами в коллекции Дениса Мацуева, он играл их много раз. Но если концерт Шостаковича - вещь репертуарная, любимая многими пианистами, то щедринский опус, посвященный, кстати, Майе Плисецкой, - чуть ли не эксклюзив Дениса. Это сочинение и впрямь будто создано для него: при общей идее смешения стилей в финале доминирует джаз - родная стихия для Мацуева. Понятно, что этот "абсолютно феноменальный романтический концерт с элементами джаза", как называет его Денис, стал для него одним из любимых (кстати, в Казани он впервые сыграл его еще в 2017 году). Впрочем, и оркестру тут есть, где разгуляться: концерт написан как соревнование пианиста, оркестра и отдельных солистов (нельзя не отметить трубача Дмитрия Трубакова, контрабасиста Марата Волкова и исполнителя на вибрафоне Антона Ольховского). А в Первом концерте Шостаковича, который иногда называют "концертом для фортепиано и трубы", достойным спарринг-партнером пианиста стал концертмейстер группы труб Денис Петров.

/ предоставлено пресс-службой ГАСО Республики Татарстан

Гармонично, как всегда, взаимодействовали на сцене солист и дирижер. Понятно, что Александр Сладковский и Денис Мацуев дружат больше двадцати лет, вместе выступали бесчетное число раз, в самых разных залах и по разным поводам (в марте, например, они дали концерт в Органном зале Набережных Челнов в честь триумфальной победы команды "КАМАЗ-мастер" в ралли-марафоне "Дакар-2022")… И все же такое точное совпадение темпераментов - редкий случай.

После двух столь виртуозных концертов, сыгранных подряд в первом отделении, солист мог бы не то что устать, но вообще выдохнуться. Но не Денис Мацуев, который не оставил обожающую его казанскую публику без биса. Сыграл финал 17-й сонаты Бетховена. После бравурных концертов советских классиков тонкая, филигранная лирика Бетховена прозвучала полным контрастом. В последнее время Денис все чаще обращается к Бетховену: больше всего играет 23-ю, 31-ю и 32-ю сонаты. 17-ая в его репертуаре появилась относительно недавно - в 2018 году: впервые пианист сыграл ее в Воткинске. Вообще, бетховенский репертуар у него уже солидный, и кто знает, может быть, в портфолио пианиста вскоре появится полное сонатное собрание. Казанская публика провожала пианиста овациями, зная, что вскоре он непременно вернется: Денис выступает в городе как минимум дважды в год - на "Белой сирени" и на собственном именном фестивале "Денис Мацуев у друзей".

Директор зала "Зарядье" Ольга Жукова: Дефицита классических музыкантов у нас нет

Во втором отделении прозвучала Вторая симфония Рахманинова - это, в свою очередь, коронный номер ГАСО Татарстана и Александра Сладковского, они много играли ее. Более того, эта симфония - своеобразный талисман для маэстро: с ней он стал лауреатом конкурса дирижеров имени Прокофьева, ею открывал многие гастроли, ее он записал недавно в рахманиновский альбом (вышел на лейбле Sony Classical). Эта симфония хороша от начала до конца, все четыре части, а многие здесь ждут волшебного, льющегося, кажется, бесконечно, соло кларнета в третьей части. У кларнетиста Артура Мухаметшина все получилось точно, музыкально, осмысленно, и светлый и одновременно сумрачный образ России, нарисованный Рахманиновым в этой симфонии, в очередной раз восхитил своими величием и красотой.

Кстати

В этом году финал фестиваля совпал с концом сезона ГАСО. Дальше оркестр начнет готовиться к новому сезону, который откроется 24 сентября в Казани: в афише Шостакович (12 симфония и концерт для скрипки с оркестром № 1, солист Павел Милюков). Эту же программу повторят в Московской филармонии (в рамках собственного абонемента Госоркестра Татарстана) 25 сентября, в день рождения Дмитрия Дмитриевича. Далее последует гастрольный тур по России, посвященный выходу альбома с записью всех симфоний Бетховена. Грандиозный проект состоится в октябре - с 10-го по 20-е.

От "РГ"

В фестивале "Белая сирень" приняли участие пианисты Денис Мацуев, Полина Осетинская, Екатерина Мечетина, юные Ева Геворгян и Варвара Кутузова, дирижеры Михаил Татарников, Фабио Мастранджело, Арсентий Ткаченко, Димитрис Ботинис.

Классика