- Из-за нехватки качественной зерноуборочной техники страна, по некоторым данным, теряет в год до 10 миллионов тонн зерна. На Среднем Урале, к примеру, более чем у половины комбайнов истекли сроки амортизации. А с нынешним ростом цен проблема техперевооружения обострилась. Вот мы и вышли на первого заместителя губернатора Свердловской области Алексея Шмыкова с предложением возродить подзабытую практику капитального ремонта старых комбайнов, чтобы создать цивилизованный вторичный рынок, - рассказал "РГ" исполнительный директор ассоциации крестьянских фермерских хозяйств и сельхозкооперативов (АККОР) региона Иван Сысолятин.
Но готовы ли крестьяне покупать комбайны секонд-хенд и что необходимо для воплощения замысла?
Дело техники
По подсчетам фермеров, из 829 комбайнов, числящихся в активах свердловских сельхозпредприятий, в прошлом году не смогли дотянуть до нивы не менее 100 полевых кораблей. Замены им пока нет: даже с использованием программ господдержки уральским хозяйствам в прошлом году удалось приобрести только 38 новых уборочных машин. И это при том, что в 2021-м в стране зафиксирован взрывной рост рынка сельхозтехники. По данным Минсельхоза РФ, он увеличился на 30 процентов, и лучшая динамика именно у зерноуборочных комбайнов. Эта машина для крестьянина - своего рода символ благополучия.
- Долго держались, не хотели сдавать в металлолом. Но в конце концов поняли: все полезное со старого комбайна "Енисей", отслужившего 33 года, мы уже сняли и держать его во дворе больше нет смысла, - вздыхает председатель кооператива "Обуховский" Николай Ялунин. - Выручили 65 тысяч: на эти деньги много не купишь, а к уборочной надо готовиться.
Во дворе кооператива сейчас стоят два комбайна "Дон". Они моложе сибирского собрата, но тоже не новые: один 2005 года выпуска, другой 2006-го. Поизносились, обветрились под открытым небом, в жатке застряла прошлогодняя солома. Но держать машины чистенькими под крышей теплой ремонтной базы у кооператива нет возможности: комбайны не проходят по габаритам в ворота мастерской. Поэтому у местных умельцев есть только весна да два летних месяца, чтобы на улице привести их в боевую готовность.
- Мы купили их уже подержанными в одном из крупных местных хозяйств. Там смогли приобрести новые, а эти продали нам, - поясняет Николай Ялунин. - Каких-то гарантийных подтверждений, что машина сможет полноценно работать, естественно, не прилагалось. Узнали о продаже через сарафанное радио. Проверили, что комбайн на ходу, и купили. А потом уж, как могли, доводили до ума.
Это обычное дело, утверждают в хозяйстве. Большинство уборочной техники фермеры так и покупают - на диком вторичном рынке. На возраст не особо обращают внимание. Это только у новенькой техники есть гарантийный срок - один год. Расчетный амортизационный - семь лет. Далее, по правилам, техника должна проходить капитальный ремонт либо списываться в утиль. Но в жизни все не так.
- Бог с ним, с возрастом, - комбайн десятки лет может служить. Главное, чтобы ремонт был качественный, а для этого особые условия требуются. Так что идею создания в области центра капитального ремонта комбайнов однозначно поддерживаю, - резюмирует Николай Ялунин.
Подняться с коленки
Сейчас в большинстве случаев уборочную технику фермеры ремонтируют, что называется, на коленке. По мелочи починят, ну а серьезные поломки ставят крест не только на машине, но и на урожае.
- Как-то поздней осенью еду по Богдановичскому району и вижу: по заснеженному полю идет комбайн. Спрашиваю фермера: "Что ж так поздно убираешь? Говорит, мол, техника постоянно ломалась. Не оставлять же весь урожай в поле, хоть что-то уберу, - вспоминает Иван Сысолятин.
Ситуация типична не только для Среднего Урала. Чтобы наладить централизованный ремонт сельхозтехники, в некоторых регионах России начали возрождать машинно-тракторные станции. В советские времена именно МТС занимались техническим обслуживанием тракторов и комбайнов, а также обработкой по договору с предприятиями их полей. Хорошо забытое старое нынешней весной воскресили, к примеру, в Костромской области, причем на базе хозяйства местной сельхозакадемии, где хватает специалистов. В Калужской области и Хабаровском крае проект работает не первый год.
В Башкирии пошли другим путем и объявили о создании собственных производственных цехов для ремонта отечественной сельхозтехники. Для полной независимости от дилеров в республике планируют запустить производство наиболее востребованных запасных частей. Сумма вложений составит 300 миллионов рублей. Инвестпроект включен в число приоритетных - правительство республики предоставит предприятию налоговые льготы и возместит часть затрат на покупку оборудования - до 60 процентов.
- Давно понятно, что ремонт сельхозтехники "на коленке" малоэффективен. Это крупные предприятия не скупятся на создание ремонтной базы, а у небольшого хозяйства, как правило, лишних оборотных средств нет, вот и ремонтируют по остаточному принципу: что отпало во время работы в поле, то и меняют, - описывает реальную ситуацию начальник Белоярского управления АПК Игорь Муравьев.
Белоярский район специфический: здесь много крупных сельхозпредприятий, специализирующихся на выращивании овощей. Они в основном используют импортную технику и имеют собственную ремонтную базу, а также тесно взаимодействуют с компаниями-дилерами, которые по необходимости поставляют запчасти. Российские агрегаты - а это примерно треть используемой в районе сельхозтехники - трудятся на землях небольших и средних КФХ.
Круг почета
Нынешней весной на базе СПК "Уралагродонсервис" решили провести эксперимент по восстановлению старой техники. Первым его участником невольно стал фермер из Шалинского района Иван Косман. Он занимается животноводством, а для расширения кормовой базы решил с этого года сеять зерно. Вот только комбайна своего не было.
- Куда я только ни обращался с просьбой помочь приобрести его по льготной цене, но даже с учетом господдержки все равно неподъемно. Тогда в региональном министерстве АПК посоветовали взять комбайн после капремонта, - рассказал "РГ" Иван Косман.
Что в итоге получилось, старым назвать язык не поворачивается. Комбайн "Дон" 1991 года выпуска после реставрации, как именинник, сияет краской и готов отправиться в поле. Перед новым хозяином он сделал круг почета по двору ремонтной базы. "Пока отлично! - оценил фермер и осторожно добавил: - Главный вывод - после работы на ниве".
По оценке экспертов, экономическая перспектива проекта неплохая. Причем не только для мастерской, но и для владельца восстановленной техники: капитально отремонтированный комбайн, как утверждают специалисты, способен работать еще лет семь, а обошелся он крестьянину меньше чем в два миллиона рублей, тогда как за новый ростовский "Акрос" придется выложить около 14 миллионов.
- Конечно, нам до западного сервиса далеко. Но и запас запчастей есть, и помещение, где можно круглогодично проводить ремонт комбайнов. Причем в постоянном контакте с заказчиком. Разбираем узел, фотографируем и консультируем владельца: что требует обязательной замены. Это не покупка вслепую, по объявлению, бывшей в употреблении техники, - рассказали нам в мастерских.
Если поставить дело на поток, то реально в год приводить в порядок до полусотни уборочных машин российского производства и запустить цивилизованный вторичный рынок на пользу всем уральским фермерам, убеждает Иван Сысолятин. Однако, по его мнению, реализовать проект в необходимом для области масштабе не получится без поддержки региональных властей. Статус ГЧП повысит и имиджевую составляющую, и экономическую, а также создаст своего рода страховку для сельхозпроизводителей.
Пока предложение АККОР находится на рассмотрении в региональном мининвестразвития и агентстве по привлечению инвестиций. Тем временем обновленный "Дон" скоро отправится трудиться на шалинские поля.