Как быть? Прощаемся с бакалаврами? "Этот факт никак не повлияет на приемную кампанию 2022/2023 учебного года, - заявили в минобрнауки. - Набор на бакалавриат и магистратуру будет открыт, как и планировалось задолго до заявления Болонской группы".
Дискуссия о плюсах и минусах участия России в Болонском процессе, не затихавшая много лет, в последние недели вышла на уровень первых лиц. В ответ на санкционные действия Евросоюза и с нашей стороны раздаются призывы разорвать "прозападные" соглашения и "вернуться к советской модели высшего образования".
Чтобы разобраться, когда и с какой целью Россия начала входить в мировое образовательное пространство, мы обратились к академику РАО, председателю Высшей аттестационной комиссии и нынешнему президенту Российского университета дружбы народов (РУДН) Владимиру Филиппову. Именно он в 1998-2004 годах возглавлял в России Министерство образования и был "на острие" принимавшихся тогда решений.
Начнем с главного, Владимир Михайлович: в системе высшей школы многие считают, что именно вы, будучи министром образования на рубеже 2000-х, стали одним из инициаторов вхождения нашей станы в Болонский процесс. Чем это было продиктовано?
Владимир Филиппов: Если отвечать коротко и односложно - жизнью: проблемами и тенденциями развития образования в мире и в России, которые к тому времени сложились. А чтобы понять глубже, вникнуть в детали, стоит напомнить о возникновении Болонского процесса в Европе.
В 1998 году министры образования группы развитых стран - это Франция, Германия, Англия, Италия, Бельгия, Испания и другие - на юбилее Болонского университета приняли заявление о необходимости создания единого Европейского пространства высшего образования.
Ради чего?
Владимир Филиппов: С целью расширить возможности для интеграции и сотрудничества в области высшего образования, в том числе для облегчения академической мобильности студентов, преподавателей и ученых.
Единое европейское пространство высшего образования предполагало реализацию во всех странах Европы высшего образования по единой многоуровневой структуре - "бакалавриат - магистратура - аспирантура". При этом всем странам рекомендовали такую структуру: бакалавриат - 3 года, магистратура - 1-2 года, аспирантура (в Европе это называется докторантура) - 3-4 года.
А в России реализовали другую схему: бакалавриат - четыре года, магистратура - два. Почему?
Владимир Филиппов: Одна из идей введения во всех странах системы "бакалавр - магистр" по схеме "3+2" заключалась в том, чтобы значительная часть выпускников бакалавриата (планировалось - не менее половины) после трех лет учебы приступала бы к практической работе. Как мы тогда говорили - "шли в народное хозяйство". Однако в России с самого начала понимали, что за три года подготовить достаточно квалифицированного специалиста с высшим образованием очень трудно. К тому же был известен опыт США, где уже более 80 лет система "бакалавр - магистр" реализуется в основном по схеме "4+2". При этом в США действительно более 50 процентов выпускников бакалавриата не продолжают учебу в магистратуре, а поступают на работу.
А как восприняли ваши коллеги в Европе, что Россия в рамках Болонского процесса ввела у себя бакалавриат продолжительностью четыре года?
Владимир Филиппов: Там приняли нашу логику. Она состояла в том, что в Европе трехлетний бакалавриат введен на базе 12-летнего школьного образования - в сумме 15 лет. А в России четыре года в бакалавриате - на основе 11-летнего школьного образования. В сумме - те же 15 лет подготовки. Хотя должен признать, что у нас в России возникали проблемы с признанием дипломов выпускников европейских вузов - долгое время мы не принимали в магистратуры наших вузов выпускников 3-летнего бакалавриата западных (даже самых лучших!) университетов.
Даже так? И у нас на момент "вступления" в Болонский процесс был перед глазами не только опыт Европы, куда многие стремились, но и пример США, и ясное понимание достоинств собственной, еще советской системы образования?
Владимир Филиппов: Конечно. Скажу больше: реализация принципа многоуровневой системы высшего образования - "бакалавриат - магистратура - аспирантура" - в России началась задолго до Болонского процесса.
А поводом, толчком к старту этого процесса (еще в СССР!) послужило заявление Бюро просвещения ЮНЕСКО, сделанное в Женеве в 1988 году. Его суть состояла в том, что нельзя признавать 5-летние дипломы выпускников советских вузов на уровне магистров. И что их можно признавать только на уровне бакалавров - по той причине, говорилось в документе, что "степени магистра должна предшествовать степень бакалавра".
Весьма болезненное для нашей страны утверждение…
Владимир Филиппов: Еще бы! Это заявление Бюро просвещения ЮНЕСКО, распространенное по всем странам мира (в ЮНЕСКО, напомню, входят около 180 государств), серьезным образом подрывало признание в мире советского высшего образования. А значит, и авторитет всех его выпускников. Иностранные студенты не поедут учиться в такую страну, высшее образование которой признается только на уровне бакалавров.
Интересы родного для вас РУДН это особенно затрагивало?
Владимир Филиппов: В заявлении Бюро просвещения ЮНЕСКО на этот счет в качестве "примера" было сделано прямое указание: "нельзя признавать дипломы иностранных выпускников Университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы на уровне магистров, так как у них нет предшествующей степени бакалавра".
Наш в то время ректор Владимир Францевич Станис обратился с текстом этого заявления Бюро просвещения ЮНЕСКО к министру высшего и среднего специального образования СССР Геннадию Алексеевичу Ягодину. И тот издал в 1989 году приказ, разрешающий в порядке эксперимента обучение в УДН имени Патриса Лумумбы по системе "бакалавр - магистр 4+2 года".
Советский Союз через два года распался, а приказ Ягодина продолжал действовать?
Владимир Филиппов: В обновленной России, сразу после обретения государственного суверенитета, этот процесс получил активную поддержку Государственного комитета по науке и высшей школе. Уже в 1993 году в ГКНВШ было разработано временное Положение о бакалавриате и магистратуре в Российской Федерации, которое действовало в высшей школе страны вплоть до 2008 года. А уже к 2000 году (до Болонского процесса!) в нашей стране было около двухсот вузов, которые реализовывали, наряду со специалитетом, программы бакалавриата и магистратуры.
Почему же тогда считают, что Россию приняли в Болонский процесс на саммите министров образования в Берлине в 2003 году? Это связано с подписанием какого-то обязывающего соглашения?
Владимир Филиппов: На этом саммите в Берлине с участием министров и ректоров вузов всех стран Европы (в нашу делегацию входила, например, ректор СПбГУ профессор Людмила Алексеевна Вербицкая), от имени России зафиксировано, что она будет системно реализовывать многоуровневое высшее образование по схеме "бакалавриат - магистратура - аспирантура". Но - с сохранением моноуровневого (5-летнего) специалитета по ряду специальностей, например в области искусства, спорта, в оборонной сфере и других. Для "вхождения в Болонский процесс" никогда, ни для одной страны Европы не требовалось подписания какого-либо соглашения, договора.
А принятие документов внутри страны?
Владимир Филиппов: Если говорить о нормативных актах по реализации в России принципов Болонского процесса, то помимо упомянутого приказа министра Ягодина (1989 год) о начале эксперимента на базе УДН имени Патриса Лумумбы и временного Положения ГКНВШ России о бакалавриате и магистратуре в России (1993), впервые эта многоуровневая структура высшего образования была зафиксирована в Законе "О высшем и послевузовском образовании в Российской Федерации" в 1996 году. То есть еще за два года до инициативы в Болонье в 1998 году под названием "Болонский процесс".
А в 2012 году, когда готовился и был принят новый Закон "Об образовании в РФ", также прошли многочисленные дискуссии на тему, что и в какой степени востребовано жизнью: многоуровневая или моноуровневая (советская) модель высшего образования? И уже тогда достаточно единодушно было признано необходимым законодательно подтвердить многоуровневую систему высшего образования и сохранить возможности для реализации моноуровневых 5-летних программ высшего образования по отдельным специальностям высшего образования.
Судя по тому, что вы говорите и какие приводите факты, реализация принципов Болонского процесса в высшем образовании для всех стран, и Россия здесь не исключение, диктовалась не внешними обязательствами, а базировалась на внутренних потребностях стран в многоуровневой подготовке специалистов?
Владимир Филиппов: Да, и у такой тенденции есть объективные причины. Их несколько. Во-первых, многоуровневая структура высшего образования стала ответом на переход в мире, примерно с 1985 года, к массовому высшему образованию. Если тот, кто был студентом в те годы и после, оглянется назад, то вспомнит: все выпускники делились условно на три группы. Кто-то нацеливался идти в науку - для них были важны углубленные теоретические знания. Кто-то выбирал для себя практику, работу по специальности - и таким нужнее было бы получение практических навыков в процессе обучения. А кто-то уже к пятому курсу понимал, что не будет работать по этой профессии.
Но готовили всех по одним лекалам…
Владимир Филиппов: В том-то и дело: в 5-летней системе высшего образования СССР всех учили по одному, очень централизованному (сверху спущенному) учебному плану. А многоуровневая система высшего образования позволяет и государству, и человеку реализовывать более гибкие образовательные траектории. После четырех лет бакалавриата человек сам выбирает: продолжать ли ему дальше обучение в магистратуре по той же профессии или пойти в магистратуру по близкой профессии. Например, после бакалавриата по экономике пойти в магистратуру по маркетингу или по менеджменту. Или после бакалавриата по математике пойти в магистратуру по информационным технологиям.
Наряду с призывами к "отмене Болонского процесса" в нашей стране звучат и более здравые голоса о развитии, совершенствовании многоуровневой системы "бакалавриат - магистратура". Что известно о таких планах?
Владимир Филиппов: Это абсолютно точно не возврат к моноуровневой системе высшего образования, а ровно наоборот - развитие ее с учетом интересов государства и личности. И об этом неоднократно говорили в последнее время помощник президента России Андрей Александрович Фурсенко и министр Валерий Николаевич Фальков. Намечен переход от системы "4+2" к системе "2+2+2". Речь идет о приеме в вузы не на конкретную специальность или направление подготовки в бакалавриате сразу на четыре года, а о зачислении первокурсников на "Укрупненные группы направлений и специальностей". И только по итогам первых двух лет обучения студент будет выбирать конкретную специальность (направление подготовки) на оставшиеся 2 года в бакалавриате или 3 года в специалитете.
Это пока лишь намерения? Или работа на экспертном уровне уже проведена?
Владимир Филиппов: Необходимые решения приняты. Сначала - по итогам обсуждения этого вопроса в феврале 2020 года на заседании Совета при президенте по науке и образованию. Затем - в поручении президента России и в приказе министерства. Уже в прошлом и в этом году во многих вузах (в том числе - в МГУ и РУДН) реализуется модель высшего образования: 2+2+2.
Ведь согласитесь: после второго курса в вузе студент уже более осознанно, чем в школе, может определиться, что ему выбрать - экономику или менеджмент, машиностроение или энергомашиностроение, математику или IT. Это открывает новые возможности и для самих студентов, и для тех, кто их ждет как дипломированных профессионалов.
В этой модели, рекомендованной на заседании Совета при президенте России, заложен ответ на посыл некоторых кругов, упирающих на то, что в России надо сделать больший упор на специалитет, а не на бакалавриат - магистратуру. Министерству науки и высшего образования предстоит разработать предложения абитуриенту, вузам и рынку труда - программы специалитета, в добавление к программам бакалавриата и магистратуры. А уж далее вузы (с учетом потребностей работодателей) и сами студенты будут выбирать после первых двух лет обучения (уже более осознанно, чем в школе) - идти ли им в специалитет (2+3 года) или по схеме 2+2+2 бакалавриата - магистратуры.