Коллегиальное решение
В Нижние Серги мы отправились вместе с нотариусами и сотрудниками Росреестра. Накануне они закупили целую Газель смартфонов, резиновых сапог, кроссовок, дождевиков, джинсов, детской одежды, а также зонтиков и ранцев.
- Мы собрали деньги, а омбудсмен передала списки того, что нужно, - говорит президент Нотариальной палаты Свердловской области Ирина Перевалова. - В основном вещи для ребятишек - в ПВР их сейчас 49 плюс 100 взрослых.
- Дети всегда остаются детьми, и неважно, из какой страны, - добавляет замруководителя Управления Росреестра по Свердловской области Татьяна Янтюшева.
То, что правовое сообщество помогает много, и не только материально, отмечает и свердловский омбудсмен Татьяна Мерзлякова. Госюрбюро бесплатно консультирует: чем статус временного убежища отличается от вынужденного переселенца, что нужно для получения пенсии. Нотариусы бесплатно заверяют переводы документов. Решение приняли коллегиально, не все регионы так поступают.
В зале санатория нас ждет человек 20 - жители Мариуполя, Херсонской и Запорожской областей. По словам Татьяны Мерзляковой, нынешние беженцы отличаются от тех, кого встречали в 2014-м. Мариупольцы почти ничего не просят, приходится буквально выпытывать, в чем они нуждаются, - это последствия глубокого стресса. Люди просидели несколько месяцев в подвалах, потеряли все, в том числе близких.
Тысяча рублей за документ
Почти все они сегодня хотят получить российское гражданство. Мужчины рвутся работать сталеварами, слесарями, токарями. Одна женщина надеется устроиться на железную дорогу. Кроме того, среди беженцев есть педагоги, инженеры.
- Мы сюда специально приехали из ПВР Крыма, - делится Сергей. - Нам сказали, что Свердловская область - металлургическая, с работой нормально. Уже возили в Первоуральск, показывали трубопрокатный и динасовый заводы.
Его жена Татьяна, вспоминая, как уничтожили их девятиэтажку в Мариуполе и как умерла ее мама, не может сдержать слез.
- Как отправили за свой счет, так и отдыхаю, никогда столько в отпуске не была, - шутит она с горькой усмешкой. - В Первоуральске показали потенциальное рабочее место, а мужу не успели - слишком много нас приехало, два автобуса. Надо бы созвониться, почитать должностную инструкцию.
К разговору подключается ее сестра Алина, учитель начальных классов. Ей предложили работу в школе, но все надбавки за высшую категорию аннулируются. Так что единственный вариант - идти обычным специалистом, на минимальную ставку.
- Буду постепенно доказывать, что умею, хотя обидно начинать с нуля, - рассуждает Алина.
Благодаря филологическому диплому беженка сама перевела с украинского документы и своей семьи, и семьи сестры. Надеется, так дело пойдет быстрее, ведь на каждого человека приходится минимум три многостраничные "корочки". А переводчиков, согласных помочь бесплатно, всего четверо.
- Они все работают на себя, нет какого-то отраслевого объединения, которое могло бы, к примеру, как наша палата, проголосовать за то, чтобы с беженцев и переселенцев не брать деньги за услуги, - уточняет Ирина Перевалова. - Удалось договориться через минюст, но только для проживающих в ПВР. Беженцы, приезжающие в Свердловскую область самостоятельно, вынуждены платить за перевод - в среднем тысячу рублей за документ. У Алины есть шанс аккредитоваться при нотариусе и помогать землякам: дипломы филологов котируются.
На сегодня переведено и заверено уже около 200 пакетов. Нотариус Нижних Серег Александр Захаров всегда на связи: собирает первичную информацию и координирует выдачу копий с печатями. В этот раз он вместе с коллегой Оксаной Копсяевой рассказывал, как оформить доверенность для представления интересов беженца на Украине и согласие на выезд ребенка из страны.
- Мы оказываем услуги бесплатно всем, кто был зарегистрирован по месту жительства на территории ДНР, ЛНР, Украины на 1 февраля 2022 года. Не делим, из Мариуполя человек или из Киева, он может обратиться к любому нотариусу на Среднем Урале с паспортом, - подчеркивает Ирина Перевалова.
Обезвоживание души
На жизнь в ПВР беженцы не жалуются. Мол, мы на полном довольствии, три раза в день кормят, гуманитарку привозят, разве что просят распределять ее адресно, а не как сейчас, когда вещи выкладывают в одну комнату стопками. Многие успели получить по 10 тысяч рублей от государства и российские сим-карты. Детишек устроили в детские сады и школы. Со студентами вузов и техникумов вопрос тоже решается. Очень тепло отзываются о сотрудниках нижнесергинского санатория и миграционного отдела как о профессионалах.
Гораздо больше страшит, что будет потом, ведь в ПВР жить можно не больше трех месяцев. Почти никто из работодателей не предоставляет жилье, хотя на первое время беженцы согласились бы и на комнатку в общежитии. У всех проблема с отсутствием элементарных бытовых предметов. Даже если семья снимет квартиру, она будет пустой, поскольку ищут самые дешевые варианты, а на обустройство нужны ложки, вилки, кастрюли, постельное белье, подушки, одеяла, молотки, отвертки.
- Единственный, кто пока пообещал оплатить аренду в течение двух месяцев, - завод "Динур". Мы посчитали: трехкомнатная квартира на две семьи из шести человек в Первоуральске стоит 15 тысяч плюс коммуналка, а зарплата - 28 тысяч, притом что у меня 27 лет стажа. Свояку Евгению, скорее всего, придется переучиваться, он на фабрике работал с агломератом - тут нет такого, - разводит руками Сергей.
На прощание беженцы делятся заветным желанием: чтобы Мариуполь восстановили как можно быстрее.
- Он очень красивый, необычный южный колорит придают море, абрикосы, персики, яблони на улицах, - вспоминает Алина. - Мы до последнего не верили, что так все сложится. Сейчас я об этом говорю уже без слез, на тот момент была истерическая пустота, обезвоживание души.
Тревожный чемоданчик
Тем, кто еще думает, уезжать в Россию или нет, настоятельно советуют делать это только через ПВР.
- Сюда приходят представители всех госслужб, решают вопросы. Например, дети из ПВР бесплатно посещают детсад, кого-то из взрослых успели положить в больницу и вылечить от ковида. Центр занятости предлагает заполнить анкеты, организует экскурсии на предприятия, - перечисляет координатор второго корпуса Татьяна.
То, что ПВР хорош именно с точки зрения быстрой легализации, подтверждают и волонтеры. У "самоходов" нет четкого понимания, куда обращаться для оформления документов: тычутся, как слепые котята. В аппарате обмудсмена подсказывают: первым делом необходимо встать на учет в территориальном отделе миграции, где выдадут маршрутный лист.
Что положить в "тревожный чемоданчик", выезжая с Украины, ДНР, ЛНР? Все дипломы, свидетельство о браке, о рождении детей, военный билет, пенсионное удостоверение, студенческий билет, зачетку. Если паспорт в 45 поменяли на пластиковую id-карту, обязательно вкладыш в нее - многие его забывают или вообще потеряли. Часто бывает, что трудовые книжки остались на предприятиях. Беженцы пытаются выкручиваться, скринят данные о перечисленных взносах с сайта ПФ Украины, но там указано только, куда и когда тебя приняли, и не сказано кем.
Конечно, среди беженцев разные люди. Отличия во многом связаны с экономической спецификой регионов Украины. В России тоже имеются контрасты между сельскохозяйственным, туристическим югом и промышленным Уралом, допустим. Безусловно, некоторые просто хотят отсидеться в тишине. Но нельзя отрицать, что большая часть прибывших на Урал в 2022-м -представители технической интеллигенции, квалифицированные рабочие. И недальновидно не попытаться удержать эти кадры.
Список нотариусов на территории Свердловской области: https://npso66.ru.
Отделения и телефоны госюрбюро по Свердловской области указаны на сайте https://gubso.ru.
Также можно подать обращение по электронной почте gosurburo66@mail.ru.
Консультации по вопросам предоставления временного убежища:
УВМ ГУ МВД России по Свердловской области: г. Екатеринбург, ул. Свердлова, 36.
Контактный телефон (343) 231-21-58.
Адрес электронной приемной: www.66.мвд.рф.
Памятка, как получить 10 тысяч рублей материальной помощи, на сайте минсоцполитики Свердловской области https://msp.midural.ru.
Уточнения по телефону "горячей линии" 122.