В последние годы конкурс в колледжи и техникумы растет, россияне вновь оценили преимущества и важность среднего звена профобразования. Анатолий Петрович, а каков был ваш путь в профессию?
Анатолий Соколов: Я как раз прошел все ступеньки. В 7 классе вынужден был бросить школу и начать работать, чтобы помогать семье. Но учиться мне очень хотелось и, когда я увидел объявление о наборе в железнодорожное профучилище в Камышлове, сразу подал заявление: в то время там не только учили, но и одевали, обували, кормили. И давали путевку в жизнь. После училища я окончил техникум в Уфе и без экзаменов поступил в Московский институт инженеров железнодорожного транспорта, по окончании которого получил направление в профильный НИИ в Свердловске - занимался наукой.
А как же вы оказались в УрЖТ?
Анатолий Соколов: Когда свердловский железнодорожный узел стали переводить с паровой тяги на тепловозную, возникла необходимость переобучения паровозников. Специалистов по тепловозам в городе было всего два, в том числе я. Нас вызвали в обком партии и предложили преподавать. Так я начал работать в ПТУ, сначала по совместительству. Потом стал заместителем директора, а затем и директором. В учебном заведении я проработал 21 год. С наукой, правда, пришлось попрощаться.
Что изменилось в ПТУ с вашим приходом?
Анатолий Соколов: В те годы большинство мастеров в училищах имело образование не выше 7 классов. Я стал постепенно менять ситуацию: пригласил несколько бывших коллег из НИИ - людей с высшим образованием, изобретателей. Кроме того, нужно было улучшать условия (училище размещалось в старых двухэтажных зданиях барачного типа). Я сам поехал в Госстрой СССР и сумел добиться решения о строительстве нового капитального здания, в котором наш техникум размещается до сих пор.
В итоге мы смогли поднять и уровень обучения, и престиж учебного заведения. Кстати, хотя и принято считать, что в советские годы в ПТУ шли только хулиганы и двоечники, у нас был серьезный конкурс: из тысячи человек отбор проходили лишь 350.
В нынешней системе СПО нет ПТУ - только техникумы и колледжи. Это отразилось на подготовке рабочих кадров?
Анатолий Соколов: С одной стороны, повышение уровня - это хорошо, в Японии, например, 90 процентов рабочих имеют высшее образование. Но беда в том, что ребята с дипломом колледжа не хотят идти на рабочие места - они уже не считают себя "синими воротничками". В то же время везде требуются рабочие, но где их готовить? Когда я работал заместителем начальника областного управления профтехобразования, у нас в подчинении было 158 ПТУ и 70 техникумов. Сейчас в Свердловской области лишь 88 учреждений СПО. Техникумы, конечно, продолжают готовить рабочих, но дефицит кадров сохраняется: предприятиям требуются слесари, токари, фрезеровщики, а колледжи зачастую набирают большинство студентов на "модные" специальности - юристов, бухгалтеров, программистов.
Разве будущие работодатели не формируют заказ на подготовку нужных им кадров, не участвуют в обновлении материальной базы колледжей?
Анатолий Соколов: Не так, как раньше, когда у каждого учреждения СПО было базовое предприятие, обязанное ему помогать. Кстати, в советские годы было развито и наставничество, оно материально поощрялось. Сотрудникам заводов, бравшим шефство над студентами, молодыми рабочими, доплачивали по 10 рублей - немалую сумму по тем временам. У кого-то было по 3-4 подшефных. Нынче количество наставников, как и мастеров производственного обучения, сократилось.
Тем не менее традиция наставничества в УрЖТ сохранилась?
Андрей Щебров: Да, у наших студентов уже на первом курсе появляется куратор. Когда я учился в УрЖТ, наставник помогал мне участвовать в профильных конкурсах, внеучебной деятельности. Сейчас я сам курирую шестерых студентов. Кстати, они тоже могут выступать в роли наставников для других ребят и даже для преподавателей - это позволяет обмениваться знаниями в разных областях.
Какие еще традиционно сильные стороны обучения в железнодорожном техникуме вы можете отметить?
Андрей Щебров: У нас четко выстроена система теоретического обучения и практики: вначале ребята получают общие знания, знакомятся с техникой, постигают азы профессии на детской железной дороге. Затем дополняют базу углубленными предметами и на старших курсах выходят на стажировку в железнодорожные компании. Кроме того, есть возможность отрабатывать навыки на учебных тренажерах, к примеру, изучать устройство транспорта в специальной лаборатории. Есть и различные дополнительные занятия, позволяющие расширить компетенции, к примеру, кружок по изобретательству и другие, а также творческие объединения. Студенческая жизнь в техникуме очень насыщенная.
Работодатели нередко жалуются на то, что в СПО ребят обучают на устаревшем оборудовании. Как у вашего техникума с оснащением?
Андрей Щебров: Хорошая учебная база создана давно, ведь основа устройства локомотива не меняется кардинально. Но оборудование постоянно пополняется, например, благодаря национальным проектам и предприятиям в техникуме появились виртуальные тренажеры и другие современные средства обучения. Также недавно при поддержке губернатора и министерства образования и молодежной политики Свердловской области, компании "Уральские локомотивы" и банка ВТБ в УрЖТ открылась мастерская по стандартам WorldSkills "управление локомотивом", где ребята не только учатся работать на новейшем оборудовании, но и сдают демонстрационные экзамены. В прошлом году мы провели первый демоэкзамен - студенты показали очень высокие результаты: 32 процента имеют навыки на уровне мировых стандартов. Нынче такие экзамены сдают будущие специалисты по тяге, логисты и айтишники, а со следующего года планируем их для всех специальностей. Кстати, в качестве экспертов в демоэкзаменах участвуют представители предприятий, которые присматривают себе кадры.
Выпускники УрЖТ пользуются спросом на рынке труда?
Андрей Щебров: Дефицит кадров большой, так что без работы никто не остается. Хотя карьерный рост у всех разный, конечно. Хорошие перспективы для ребят открывает участие в движении WorldSkills. В этом году мы впервые в Свердловской области провели на площадке УрЖТ региональный чемпионат "Молодые профессионалы" по компетенции WorldSkills "управление локомотивом". Победитель, мой студент, поехал на национальный чемпионат, по итогам которого попал в десятку лучших по своему направлению в России и получил медальон за профессионализм. В результате парня сразу же пригласили на собеседование в железнодорожную компанию. А ведь он только на первом курсе! Обычно работать по специальности ребята начинают с третьего курса, с началом производственной практики, ведь железная дорога - объект повышенной опасности, сюда берут только с 18 лет.
Что, на ваш взгляд, нужно изменить в системе СПО, чтобы повысить эффективность и качество подготовки?
Андрей Щебров: Прежде всего поднять престиж рабочих профессий. Работодатели должны уделять больше внимания подготовке кадров и поощрять преемственность, наставничество. В самих учреждениях СПО важно возродить атмосферу сотрудничества, процесс передачи знаний от мастера ученику. В Уральском железнодорожном техникуме, который на днях отмечает
75-летний юбилей, мы стремимся сохранять традиции, и это, на мой взгляд, очень хорошо. Скажем, наши студенты и педагоги до сих пор носят форменную одежду, введенную когда-то по инициативе Анатолия Петровича Соколова. Это воспитывает в ребятах не только дисциплину, но и гордость за свое учебное заведение и выбранную профессию.