(НАУРР) Ольга Мудрова начала с призыва: "То, что в России не делают роботов, - самое большое заблуждение. Готовы ли вы их использовать и дать отрасли стимул?"
Ольга, почему отечественных производителей знают хуже, чем японских, немецких?
Ольга Мудрова: Промышленные роботы в России по-прежнему внедряются слабо. Большинство производственников сконцентрировано на решении текущих операционных задач и просто не успевает отслеживать все новинки, просчитывать, насколько им выгодны современные средства модернизации. Тем не менее, по данным за 2021 год, количество крупных интеграторов в России, которые реализуют проекты автоматизации производственных процессов на базе промышленных роботов выросло в два раза. Это значит, что роботизация в стране пошла быстрее. Мы рассчитываем, что интерес промышленников будет расти. Но пока у нас роботов на 10 тысяч работников в 10 раз меньше, чем в Японии и Корее.
В чем причина?
Ольга Мудрова: В стоимости проектов. Она достаточно высока, хотя и снижается год от года, поскольку технологии становятся стандартизированными - внедрять их проще и быстрее. Сейчас к роботизации присматривается не только крупный бизнес, интерес проявляют средние и малые предприятия. Однако не все собственники готовы потратить в среднем 120 тысяч евро сейчас, чтобы окупить затраты за пять лет: горизонт планирования у них существенно меньше.
А может, дело в предвзятости?
Ольга Мудрова: И в ней тоже. Мало сказать: "Покупай отечественное!" - нужно показать технические возможности, рентабельность, эффективность. Fanuc, Kuka, Yaskawa, Kawasaki существуют почти 100 лет, а отечественные разработчики манипуляторов - максимум 15-20. Вопрос не в компетенциях, а в серийности, устойчивости производственного процесса и главное - в уровне гарантийного и постгарантийного обслуживания. Когда был налажен цикл поставок из-за рубежа, отечественные разработчики и производители искали уникальные ниши, брались за узкоспециализированные участки, где импортное оборудование использовать экономически нецелесообразно. Сейчас есть возможность пробовать силы и в серийных решениях.
Сколько в ассоциации российских производителей?
Ольга Мудрова: Всего в России компаний, которые выпускают роботов, около 40, а серийно - 5-6. Сильные производственные и конструкторские центры робототехники в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Екатеринбурге, Перми, Челябинске, Магнитогорске и Новосибирске. Подтягиваются нефтегазовые регионы: это отдельное направление робототехники, требующее специфических устройств, программных продуктов.
Для IT-отрасли ввели серьезные преференции. Нужны ли они для робототехники?
Ольга Мудрова: Что первично для поддержки - спрос или предложение? Одна из позиций: дополнительные преференции не нужны, достаточно формировать больше заказов отечественным производителям, а они за счет количества внедряемых решений подтянутся и по техническим характеристикам, и по сервисному обслуживанию к уровню зарубежных вендоров. Вторая позиция: для робототехников нужны специальные меры поддержки. Мое мнение: должен быть стимулирующий комплекс мер, который заказчиков подтолкнет к модернизации, а производителей - к наращиванию мощностей.
Где сегодня высок уровень роботизации?
Ольга Мудрова: В металлообработке, автомобилестроении, с недавнего момента - в микроэлектронике и электронной промышленности, где нужна высокая точность. Подтягивается и пищепром, АПК, логистика. Из технологических операций самая популярная - роботизированная сварка. На нее в 2013-2021 годах пришлось 63 процента проектов автоматизации. Для сравнения: на перемещение - всего три процента, как и на механообработку, на работу со станком - шесть.
Рост спроса уже чувствуется?
Ольга Мудрова: Пока мало времени прошло: средний период внедрения робототехнического комплекса на производстве занимает 6-12 месяцев. Но производители ищут и новые ниши. Так, компания из Перми, известная как создатель сервисных роботов, в частности консультантов, встречающих посетителей в МФЦ Москвы и Екатеринбурга, с февраля в рамках импортозамещения работает над запросами на создание вендинг-автоматов и роботизированных грузовых платформ для склада.
Работали на японских сервоприводах, сейчас переходим на китайские - какое же это импортозамещение?
Ольга Мудрова: Нынешний период мы расцениваем как переходный. Не секрет, что в России производство компонентной базы отстает от отраслевых потребностей. Сейчас наша задача - пока формируются собственные производственные мощности, обеспечить исполнение действующих контрактов. В стране уже имеются компании, выпускающие сервоприводы, редукторы, их не так много, им нужно дать возможность вырасти, в том числе обеспечивая их заказами. Технологическая и техническая безопасность страны требуют, чтобы в любой отрасли были наработки, которые в случае необходимости можно быстро вывести в серию.