Претендентов было 20 тысяч. Осталось всего 14 человек. Школьников разделили пополам. Семеро высаживаются на мысе Челюскин, где гидрометеорологическая станция им. Федорова проводит ряд научных экспериментов, а вторая семерка идет навстречу по льдам. До мыса Челюскин 3,5 часа на вертолете. Керосина могло не хватить и сели в Унге. Там поселок золотодобытчиков. Ну как поселок - несколько контейнеров, где живут шестеро. Кают-компания, где нас накормили грибным супом. Засыпанные снегом бульдозеры и ржавое сооружение еще с советских времен, которое называется драга. Как только стает снег и потекут реки, тут закипит работа. Приедет еще сотня молодцов мыть золото.
На мысе Челюскин главный - Дмитрий Бодров. Он начальник метеостанции. Два раза в сутки шестеро его сотрудников запускают в небо метеошары. Водород добывают из химикатов. Главное - бежать быстрее ветра и только тогда отпускать его, тогда шар не ударится о тундру. А без ракетницы из барака никто и не выходит. Мишки. Хорошо летом: пошел к ручью и набрал воды для борща. А вот зимой приходится пилить снег. Он лежит кубами возле сеней. Четыре часа на газу - и огромная кастрюля чистейшей воды готова.
- Не скучаете по дому? - спрашиваю начальника.
- Некогда. А потом поедешь в отпуск, и там снятся белые сны. Тянет обратно.
- А здесь какие снятся?
- Цветные! Отпуск, пальмы, трава...
...Еще крутился винт, вызывая пургу, как на гусеничном вездеходе прибыли пограничники. А как же! Мыс Челюскин, да и Хатанга - пограничные зоны. Въезд по пропускам. Проверив документы, наряд заулыбался. Нет, фотографироваться на память им запрещено, но пожелали нашим юным полярникам плодотворной работы.
О капитане 3-го ранга Семене Челюскине, который открывал северные берега нашей Родины, мы почти ничего не знаем. Он и тонул, и спасал свою экспедицию, а потом опять тонул. Именно в честь первооткрывателя самой северной материковой части России и названы мыс, пароход, 30 улиц, поселков и железнодорожных станций. В эти дни исполняется 280 лет, как Челюскин открыл далекий мыс.
Ночь прошла в спортзале Хатангской школы N1. Впрочем, другой здесь и нет. Спали на матах между брусьями. В аэропорту Хатанги никого, кроме нас, не было. Четыре часа тряски и неизвестности. Когда ступаешь в снег, проваливаешься по самые коленные чашечки. Я прошел всего-то 500 метров. Раскраснелся. Сандуны отдыхают.
Утром забрасываем новую партию. Курс - на остров Большой архипелага Комсомольской правды. Вертолет улетел. Ребята пошли. Конечно, обнялись со всеми, чтобы опять обняться в Москве. Про таких говорят: укусила белая муха. Да и сам я такой: тянет в Арктику - и все!
И хотя Матвей договорился с учителями о переносе ЕГЭ для участников экспедиции, сдавать-то его надо. Вера Родикова из 1553-й школы прямо в вертолете, вместо того чтобы смотреть в иллюминатор, штудирует учебник биологии. Она в научном отряде хочет посвятить свою жизнь этой науке. А на плече фотосумка.
- Может, хочешь стать фотографом? - спрашиваю выпускницу.
- Одно другому не мешает. Знаете, как фотоаппарат помогает биологу!
Научный руководитель экспедиции почетный работник образования Москвы Алексей Яковлев лично сгружает баулы с научным оборудованием. Никому не доверяет. А то один баул вместо Арктики уже отправился на Кавказ.
Теперь о научных открытиях. Полярники по старинке резали снег и топили воду там, где поближе к кухне. А ребята определили, где самая вкусная и полезная вода на мысе. Ее следует брать из реки Кунар. Неудобно, но очень полезно!
Лыжная группа тоже отправилась в поход не с пустыми руками. По маршруту они брали пробы снега. Потом на географическом факультете МГУ в современной лаборатории проведут всесторонние анализы. Но уже сейчас можно сделать некоторые выводы.
Большая арктическая экспедиция- Климат, несомненно, меняется, - говорит Алексей Яковлев. - И не в лучшую сторону. Ученые говорят о загрязнении атмосферы парниковыми газами, которые выделяют промышленность и автомобили. Но если вечная мерзлота станет таять, то выделится столько метана, что все выхлопы на Земле покажутся детским лепетом.
По пути экспедиции мыс Папанина. Он зимовал здесь в 1940 году. Матвей не мог пройти мимо. Ребята сошли с маршрута, чтобы почтить память легендарного полярника.
Не без труда нашли домик первопроходца. Дверь в небольшую избушку была открыта. Ветром внутрь намело целый сугроб. Окон нет. Внутри - печурка, нары. Ребята все привели в порядок. Дверь надежно закрыли, чтобы никакой ураган не сорвал ее.
И опять снежный путь. 45 минут ребята идут, волоча за собой полярные сани весом под 50 кг. Там и палатка, и провизия, и бензин для примусов. Потом перерыв 15 минут. Нужно сесть на сани, накинуть на плечи пуховик и достать термос с чаем. Это борьба с обезвоживанием. А потом опять на лыжню. Первым, как вожак в стае, идет Матвей. Замыкает экспедицию Алексей Селезнев. Он следит, чтобы не было отстающих. А вечером Матвей ищет подходящую площадку для палатки. Дежурные собирают снег для чая, разжигают примусы. В палатке становится тепло. После ужина все забираются в мешки, а примусы тушат. Утром вставать холодновато. Но все на мороз! Вместо зарядки - вытряхивание спальных мешков. И опять 20 км ледяной пустыни.
Все должно было произойти 1 июня, в День защиты детей. Торжественная встреча на мысе Челюскин с хлебом-солью, с поднятием флага и исполнением гимна. Но ребята взяли такой темп, что вышли в конечную точку на день раньше.
- Все живы-здоровы, экспедиция завершилась успешно, - докладывал в штаб Матвей Шпаро.
Тут же стали поступать поздравительные телеграммы с Большой земли. И от Артура Чилингарова, и от Российской академии наук. В честь 280-летия открытия мыса Челюскин в низкое полярное небо был запущен памятный метеозонд.
А потом была долгая дорога домой. Вера Родикова, да и остальные ребята никогда не забудут мыс Челюскин, цветные сны о Москве и белых медведей.