09.06.2022 07:47
Власть

Что может стать знаковым символом Приморья

Текст:  Анна Бондаренко (Владивосток)
Российская газета - Экономика Дальнего Востока: №124 (8772)
По данным правительства Приморья, в 2021 году край посетили 2,8 миллиона человек - почти в четыре раза больше, чем годом ранее. По понятным причинам 99 процентов гостей - россияне. При этом представители власти и отраслевого бизнеса уверены, что у региона есть ресурсы для увеличения турпотока.
Приморье (и Владивосток в частности) - это место, где сочетаются первозданная природа и цивилизация. / Кирилл Кухмарь/ТАСС
Читать на сайте RG.RU

Известные петербургские специалисты сферы туриндустрии Яков Пак и Анна Савинова, которые сейчас работают над маркетинговой стратегией развития туризма в Приморье, с этой позицией согласны, однако, выделяют несколько "но".

На основании интервью, взятых у десятков человек-экспертов федерального и регионального уровня и туристов, уже побывавших в крае или собирающихся туда, Савинова и Пак выявили основные структурные проблемы.

Например, туристы жаловались на то, что из-за плохих дорог за пределами Владивостока затягиваются экскурсии одного дня. Кроме того, эксперты недоумевали, из чего складывается стоимость аренды автотранспорта, и говорили о том, что большинство маломерных судов, которые летом катают туристов по акватории и возят на острова, работают по серым схемам и не хотят от них отказываться. Зато в качестве плюса отметили развитие в крае малой авиации и то, что во Владивосток в этом году впервые полетят чартерные рейсы из Москвы.

К слову, "чартерным первопроходцем" среди дальневосточных регионов стала Бурятия. По мнению Савиновой, большую роль в этом сыграла активная позиция республиканского агентства по развитию туризма.

Как в Приморье готовятся к летнему наплыву туристов

Больная тема - гостиницы и их стоимость. Анна Савинова подчеркнула, что во Владивостоке мало отелей средней ценовой категории. Имеются дорогой и дешевый сегмент, при этом дорогой не всегда соответствует заявленному качеству.

Кроме того, в ходе исследования выяснилось, что представители регионального турбизнеса знают не обо всех мерах поддержки, которые может предоставить государство.

- Еще один способ получить деньги на развитие проектов, который хорошо показывает себя в других регионах, - выиграть грант. Проблема в том, что люди не всегда знают об этом и не умеют правильно подавать заявки. На Камчатке, кстати, для своих туристических операторов проводили специальное обучение, - добавила Савинова.

Следующая проблема, на которую обратили внимание эксперты, - дефицит и разрозненность информации. Нет известного всем портала, где собирались бы и консолидировались данные о том, что может показать Приморье. Ключевое слово здесь - "известный всем". Есть сайт visit-primorye.ru, обозначенный как "Туристический портал Приморья", где можно найти массу полезного и интересного, но он сам пока нуждается в раскрутке.

Больная тема - гостиницы и их стоимость. Во Владивостоке мало отелей средней ценовой категории

Что касается продвижения самого края в медиапространстве, то эксперты предложили опираться на ряд моментов.

Во-первых, следует понять, каких туристов регион планирует привлечь. Маркетологи разделили их на группы. В первую попали жители Владивостока, которые отдыхают в Приморье и, соответственно, оставляют здесь деньги.

- Еще один массовый сегмент - семейные отдыхающие. В основном они прибывают из близлежащих регионов на автомобилях. Главная их цель - море. Следующий тип туристов мы назвали непритязательными. Они приезжают в одиночку или парами, и для них это, возможно, вообще первый выезд за пределы региона. В этом смысле примечательно, что Приморье обладает в их глазах более современным и прогрессивным имиджем, чем территории, где они живут. Эти люди готовы мириться с недостатками, нетребовательны к сервису. Отдельный сегмент - столичные туристы, которые могут потратить гораздо больше денег, но они намного привередливее, - описал Яков Пак.

Во-вторых, надо учитывать сильные и слабые стороны регионов-конкурентов. Их немало по всей стране, и как минимум три находятся в ДФО. Это Камчатский край, Сахалинская область и Республика Бурятия. Во всех трех красивая природа. С точки зрения экстремального отдыха, выделяется Камчатка, зато в Бурятии имеется сертифицированный центр восточной медицины. Кроме того, республика выигрывает за счет своей аутентичной культуры и гастрономии. Среди минусов Камчатки - ее дороговизна и отсутствие пляжей, плохая инфраструктура, дорогой и длительный перелет.

Концепцию приморского города-"миллионника" Спутник представят на ВЭФ

В-третьих, стоит эксплуатировать положительные образы и ассоциации туристов.

- Люди, которые живут в Сибири или на Дальнем Востоке, говорят о море. Москвичи и петербуржцы - об океане. Возможно, этот момент стоит использовать с точки зрения позиционирования, объясняя туристам, что они едут не просто на море, а к океану, - предполагает Яков Пак.

Следующие ассоциации с Приморьем - сопки, мосты, Восточный экономический форум, певец Илья Лагутенко. Негативных среди них, как подчеркнул Пак, было немного и звучали они от представителей экспертного сообщества. Это "контрабанда", "коррупция", "неухоженность", "неустроенность".

Учитывая это и основные тенденции постпандемийного туризма, эксперты предлагают подавать Приморье (и Владивосток в частности) с точки зрения уникального географического положения. Место, где сочетаются первозданная природа и цивилизация. Для азиатских туристов - это Европа, а для российских, особенно из центральной части страны, - Азия.

Регионы Дальний Восток Приморский край