Давно вы ездили в Елабугу? Пора. Думали, что это где-то далеко, дремучий лес, медвежий угол. А зря. На самом деле все - от нашего незнания.
Вот так однажды по незнанию пришел сюда Пугачев (тот самый, Емельян) с подельниками-бунтовщиками и самыми недобрыми намерениями. Ему навстречу вышла делегация с иконой Спаса Нерукотворного. Пугачев взглянул - и сразу же ослеп. Пришлось ему тогда и грабеж отменить, и всю камарилью увести куда подальше: простите, говорит, не знал. И зрение вернулось.
Урок простой: а нечего в Елабугу ходить с дурными мыслями.
Или еще была история - недавняя. Потомок всемирно знаменитого ученого приехал вдруг в Елабугу инкогнито. Его прапращуру здесь посвящен музей - специальный - уездной медицины. Владимир Бехтерев был основателем первого Психоневрологического института, а после революции и Ленина лечил. Внучка Бехтерева, как известно, создала и много лет руководила Институтом мозга. Инкогнито потомка объяснялось тоже просто: сомневался, что музей в Елабуге - всерьез. Прошел с экскурсией из зала в зал, по бехтеревскому кабинету времен казанского профессорства - и прослезился. Сдался. Был неправ. Раскрыл свое инкогнито - и передал такому уникальному музею ценные и вещи из семейного архива. Тоже урок: предубеждения - пустое.
Градообразующее атмосферное явление
Елабуга и есть езда в незнаемое. Рядом промышленные центры, Набережные Челны и Нижнекамск, аэропорт один на трех посередине. Особенность Елабуги в другом: здесь градообразующим, центральным нервом стал фактически музей-заповедник. Понятные старинные дома купеческого стиля - историко-литературный лабиринт под синим небом. Чуть зазеваешься - и все, пропал во времени.
В Библиотеке Серебряного века могут угостить по случаю медовым мороженым по рецепту 1940-х - тем самым, которое нравилось (сам написал) цветаевскому сыну Муру, Георгию Эфрону. Да-да, Цветаева здесь прожила лишь десять дней, остался нервный шлейф ее трагедии - но здесь эта печаль светла. Как так? Что это может означать?
И, кстати, что за Портомойня - наискосок через дорогу от цветаевского дома? Общественная прачечная XIX века примыкает к цветаевским музеям - уж за водой она за десять елабужских дней сорок первого года туда приходила точно.
Опомниться не успеваешь - а уже попал в музей-усадьбу Надежды Дуровой. Прототип той самой Шурочки Азаровой из "Гусарской баллады", героиня 1812 года, и литераторша, и кавалерист-девица начинала боевую биографию гусаром в Мариупольском полку. Пойдешь вдоль улицы, а на стене загадочное эхо: гвардейская расцветка буквы Z. И понимаешь, что ныряешь в прошлое - а попадаешь в настоящее. Закладывает уши от схождения времен. Да и работники бесчисленных музеев здесь не сонные музейщики - хранители потоков времени. Глаза горят. И ощущение, что заняты тут делом не местечковой важности - а государственной. А может, мировой. История ведь оживает тут - большая, мировая.
В музее Памяти - про двух воспитанников одного Елабужского реального училища: белый генерал Молчанов прожил длинную ностальгическую жизнь за океаном, красный маршал Говоров рвал немцев под Москвой, прорвал блокаду Ленинграда, расчищал фашистскую Прибалтику, не дожил до 60-ти, скончался после третьего инфаркта.
Сюда свозили пленных - австро-венгров, немцев и японцев. Детскую сказку Пройслера, бывшего солдата армии Паулюса, играют, совместив ее с экскурсией, - и видели бы вы, с каким азартом, - в Музее истории города. В воспоминаниях тех пленных, кстати, много было слов про удивительную человечность русских. С потомками и здесь музей-заповедник на связи много лет.
Было еще такое чудо: потомки Шишкиных (елабужской купеческой семьи, в которой вырос тот великий живописец, с мишками в сосновом лесу) продали сохранившуюся мебель - уже в музее обнаружили в дубовом шкафу потайной ящичек, не открывавшийся сто с лишним лет. Достали горсти девичьих колечек, пуговиц и безделушек сестер Шишкина - это ли не счастье?
Там слышен голос Лемешева - тут на фото актриса Марина Ладынина - где-то еще Лозинский замирал над переводом Данте. Здешних купцов Стахеевых, серьезных олигархов прошлого, побаивались (то есть, уважали) в Петербурге при дворе - а в ком-то из семьи потом подозревали прототипа Кисы Воробьянинова… Не успел переварить - а надо забираться на огромный холм над городом: туда всем обязательно.
Там Городище чертово, башня одиннадцатого века. Крепость ставил эмир Волжской Булгарии Ибрагим I бен Мухаммад. Раскапывал остатки и восстанавливал башню через сотни лет отец художника, русский купец и городской голова Иван Васильевич Шишкин. К башне прикладывают ладони: место силы, загадаешь - сбудется. Снизу закручены тугие реки Кама с Тоймой, гуляют теплоходы, и кругом бесконечность. Здесь вспоминают древние легенды про драконов - для Запада они страшилки, для Востока обереги. В таком узле Елабуга - "востоко-запад".
В столицах думают, что где-то там, вдали, обочина истории. Что сливки общества сидят в ток-шоу, в перьях по-киркоровски, в высоких коридорах или где-нибудь в сети. Что время по-столичному - бежит, а где-то там - ползет. Будто бы там, в столицах, элита общества, а все эти музейные работники, учителя или врачи - обслуга, персонал. Но вот ведь странно: тут, в Елабуге, приходит в голову шальная мысль - на самом деле все наоборот. Может, у нас все в головах перевернулось с ног на голову?
Весь лабиринт елабужских музеев ведет к Руденко. 20 лет она во главе историко-архитектурного и художественного госмузея-заповедника. У Гульзады Ракиповны здесь - команда. Непонятно, где берутся силы - но их на все хватает. Без Руденко здесь не обойтись, она - мотор.
В Елабуге можно найти напоминания о самых разных вехах нашей истории: от русско-шведских и турецких войн до первой мировой и Великой Отечественной. Город небольшой - история большая. Здесь все земля хранит. И музеи, конечно.
В музее истории города среди разных древностей в витрине - есть женские "шумящие подвески" времен волжских булгар. Название гипнотизирует - в нем время шелестит. И отгоняет злую силу.
Вопрос главе Елабужского музея-заповедника
Гульзада Ракиповна, для многих Елабуга связана с именем Марины Цветаевой. Хотя прожила она здесь всего каких-то 10 дней. В Доме памяти Цветаевой можно прочитать ее жутковатые предсмертные записки. В Елабуге ее похоронили, могила затерялась, место потом условно обозначила сестра Анастасия, появился крест, потом гранитное надгробие. Потом эту могилу даже освятила церковь.
Но, как ни странно, нет в Елабуге этого мрачного ощущения - города, в котором трагически оборвалась жизнь одной из главных поэтесс столетия. При этом никуда не исчезает вечная цветаевская нота - с ее "страной несбывшихся гаданий". Есть ощущение - "Не нам судить, не нам винить... / Нельзя за тайну ненавидеть". Шлейф остается не мрачный - светлый. Как это удается?
Гульзада Руденко: Память вообще не должна придавливать нас камнем - она нужна, чтобы стать чище и светлее. Поначалу мы при поддержке руководства города, создали Литературный музей, рассказывающий о творчестве Марины Ивановны Цветаевой. В то время дом, в котором она прожила здесь неполных две недели, принадлежал частным лицам…
Кстати, когда я училась здесь в Елабуге в институте, мои подружки жили как раз в этом доме. Это 1973-78 годы. И я к ним ходила в гости, знакома была с хозяйкой, тетей Аней Болтановой (при Цветаевой дом принадлежал семье Анастасии Бродельщиковой).
Лет через 25, когда я оказалась в Елабуге уже в качестве директора музея-заповедника, первое что сделала - пошла к ней, сказала: теть Ань, может, отдадите нам дом? Сделаем там музей. Она ответила, что отписала дом сыну. Но через два года - такая мистика - сын ее погиб, и она предложила нам дом в обмен на квартиру.
Так у нас появились два цветаевских музея, Дом ее памяти и Литмузей, из которого мы убрали елабужский период ее жизни. Рядом - Библиотека Серебряного века.
Раньше во дворе там стоял щитовой дом, в нем размещался банк. Потом банк съехал, дом оказался аварийным, и его отдали музею-заповеднику. Мы его разобрали, на фундаменте сделали красивую беседку с местом для костра - и ежегодно здесь стали собираться почитатели Цветаевой, а Елабуга стала одним из тех городов мира, где в день ее рождения зажигается известный всем поклонникам Цветаевский костер. Это уже больше десяти лет. Читаем стихи, поем, пьем чай с пирогами по рецептам семьи Марины - "Луну заманим с неба / В ладонь - коли мила! / Ну а ушел - как не был, / И я - как не была". Вспоминаем цветаевского Пушкина: "Не прожег ли ей перчатку / Пылкий поцелуй арапа?"…
Каждые два года у нас проходят Цветаевские чтения - они стали центром притяжения для специалистов и всех ценителей литературы Прикамья. Каждый четный год вручаем Литературную премию имени М.Цветаевой - в этом, юбилейном, году лауреаты будут объявлены на Международном музыкальном фестивале Бориса Березовского "Летние вечера в Елабуге" в июле.
Конечно, те, кто едет сюда как цветаевские паломники, начнут с Цветаевой и не будут разочарованы. Но надо помнить: Елабуга - город великих, это сотни имен, составивших славу России. Пожалуй, я бы начала открывать Елабугу с художника Ивана Шишкина, его Дома-музея. Он открывается не просто для любителей природы - он близок всем, кто в людях ценит прежде всего душевную широту.
Но есть еще купеческая Елабуга. Есть Музей веры, который мы создали для нашего монастырского собора. Каждый в Елабуге откроет что-нибудь для своего сердца и души.
Елабужское лето - три больших фестиваля
С 14 по 17 июля Елабужский музей-заповедник приглашает на IV Международный музыкальный open-air фестиваль пианиста Бориса Березовского "Летние вечера в Елабуге". Фестиваль проходит на Шишкинских прудах. Как всегда приедут замечательные музыканты. И как всегда - послушать их можно здесь совершенно бесплатно.
В первые дни августа в Елабуге - традиционная Всероссийская Спасская ярмарка. В дни ярмарки - и Всероссийский фестиваль колокольного звона, звонари съезжаются отовсюду.
А между "Летними вечерами" Березовского и Спасской ярмаркой в этом году впервые - на территории Елабужского городища состоится фестиваль для лучников, Туган батыр. За лето - три больших фестиваля.
В какие музеи зайти первым делом?
- Елабужский Музей истории города
- Дом-музей Ивана Шишкина
- Музей-усадьба Надежды Дуровой
- Музей уездной медицины имени Владимира Бехтерева
- Литературный музей Марины Цветаевой
- Дом памяти Марины Цветаевой
- Портомойня
- Библиотека Серебряного века
- Музей Памяти
- Музей современного этноискусства
- Галерея редких коллекций
- Елабужское (Чертово) городище
- Музей-мастерская декоративно-прикладного искусства
- Театр-музей "Трактир".