15.06.2022 14:27
В мире

Куда стоит заглянуть туристу в Москве

Текст:  Иван Владимиров (fenia2001@yandex.ru)
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №22 (1034)
Будете в Москве, загляните в Кремль. Там - отличная выставка про дуэли, искусство фехтования и времена, когда честь ценили выше, чем жизнь. А в Новой Третьяковке берет реванш полузабытый в ХХ веке Генрих Семирадский (1843-1902).
Читать на сайте RG.RU
Выставка "Генрих Семирадский. По примеру Богов"

На выставку "Генрих Семирадский. По примеру богов" билеты раскупаются с лету. Что вообще-то удивительно. Генрих Семирадский, академический певец сцен античной жизни, картины которого ценил Александр III и чье полотно "Фрина на празднике Посейдона в Элевзине" стало одним из поводов к созданию Русского музея, меньше всего похож на "народного" художника. Где история Фрины, греческой гетеры, раздевшейся на празднике и вошедшей в море, изображая Афродиту, и где наши серые будни? Тем не менее зрители интересуются и Афродитой, и Фриной.

Нет, это не ретроспектива. Хотя творчество Семирадского на выставке представлено разнообразно: кроме произведений из собрания Третьяковской галереи и Русского музея привезли его картины из Национального художественного музея Республики Беларусь и из Национальной галереи Армении. Эти две работы первыми встречают зрителей.

Справа - полотно "Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу" 1870 года из Минска. За него Семирадский получил большую золотую медаль в Академии и право пенсионерской поездки за границу. Кстати, картина эта была реставрирована при участии мастеров Третьяковской галереи.

Слева - камерное полотно "По примеру богов" (1877) из Еревана, давшее название выставке. На экранах можно увидеть его рисунки из музеев Варшавы, Кракова, Рима.

В Казани показали, как реформы Петра I преобразили страну

Поляк, родившийся под Харьковом в семье драгунского офицера, учившийся в Харькове и Петербурге, долгое время живший в Риме, похороненный в Кракове в костеле Паулинов на Скалке, он был одним из самых востребованных авторов позднего европейского академизма. Среди его произведений - монументальные росписи для Исторического музея, для храма Христа Спасителя и занавесы для театров Кракова и Варшавы. Его равноудаленность как от социальной ангажированности передвижников, так и от поисков модернизма привела к тому, что уже к началу ХХ века он выглядел героем арьергарда. Но век спустя его обнаженная "Фрина…", прозрачно цитирующая скульптуру Венеры Милосской, вновь пленяет не только зрителей на полотне, но и посетителей в зале.

Выставка работ Генриха Семирадского в Новой Третьяковке продлится до 21 августа, а выставка "Дуэль. От Божьего суда..." в Музеях Московского Кремля будет открыта до 14 августа

На этой выставке столь любимая Семирадским линия классической античной красоты - один из центральных сюжетов. Она связана с двумя важнейшими темами - культа красоты человеческого тела и единства европейского наследия. Для образованного класса России XIX века античная традиция была частью жизни. Поэтому рядом с полотнами Семирадского музей показывает скульптуры Федора Толстого и копии римских ваз и светильников из ГМИИ им. А.С. Пушкина… Как античный мотив трансформировался в современном искусстве? Это можно увидеть в фотографиях Тимофея Парщикова Times New Roman, в цикле Ольги Тобрелутс или в монументальных картинах римских руин Валерия Кошлякова…

Но главный герой выставки Генрих Семирадский - точно не про руины. Напротив, он дотошно реконструирует сцены повседневной жизни, следы которой можно видеть в виллах Помпей, погребенных под пеплом вулкана. Точность исторических деталей была одним из трендов с середины XIX века. Картина должна была распахнуть дверь в залитый средиземноморским солнцем мир античности. Бытовой жанр рождался как род исторической картины. Но в исполнении Семирадского эта "реконструкция" быта обретала пленительность театрального зрелища. Его "Фрина на празднике Посейдона…", выписанная по всем академическим правилам, казалась кульминацией спектакля. Искусство как "нас возвышающий обман" - тот тезис, который молодой Семирадский отстаивал в споре с критиком Стасовым, для которого писать античность было все равно что "оживлять покойников". Этот спор ведется и сегодня. И Семирадский - среди тех авторов, чьи аргументы по-прежнему интересны.

Выставку "Дуэль. От Божьего суда до благородного преступления" можно увидеть в Музеях Московского Кремля. Ваша честь - в ваших руках! Этот тезис был главным для дворян-дуэлянтов, которые со шпагой отстаивали свое доброе имя даже в ситуациях, которые казались безнадежными. Самая знаменитая история - это история барона де Жарнака, имя которого даже дало название фехтовальному приему - "удар Жарнака".

Выставка "Дуэль. От Божьего суда до благородного преступления"

"Будущий король Генрих II распространял клевету о бароне де Жарнаке. Жарнак заявил, что тот, от кого исходят подобные слухи, - лжец, - рассказывает один из кураторов выставки в Музеях Московского Кремля Федор Панфилов. - Генрих, наследник французского престола, не мог рисковать своей жизнью. Вместо него Жарнак вызвал на бой фаворита короля Ла Шатеньере. Став королем, Генрих II немедленно дал разрешение на поединок. Король был уверен, что Ла Шатеньере, очень хороший фехтовальщик, победит. Но победа осталась за Жарнаком, который специально брал уроки фехтования и научился секретному приему.

Жарнак также выбрал в качестве оружия привычный для него тяжелый клинок и тяжелый полулатный доспех. Благо он мог выбрать оружие по условиям поединка. Мы показываем подобные предметы из собрания Исторического музея, в том числе прекрасный полудоспех со сценами подвигов Геракла. Жарнак победил - неожиданным ударом, которому его научили, он подсек колено Ла Шатеньере. Во французском языке даже появилось выражение "удар Жарнака", означающее внезапный, неожиданный, коварный удар. Говорят, что именно Жарнак произнес знаменитую фразу: "Честь дворянина принадлежит только ему, а не королю". Так поединок, задуманный как торжество королевской партии, неожиданно превратился в победу невинного оклеветанного человека".

Чем удивил посетителей курский музей "Юные защитники Родины"

Это был последний поединок Божьего суда, состоявшийся в 1547 году. Он был связан со средневековой традицией, которая строилась на том, что Бог дарует победу тому, кто отстаивает правое дело.

На выставке "Дуэль. От Божьего суда до благородного преступления" этот сюжет - отправная точка путешествия в историю европейских поединков XVI-XVIII веков. Всем поклонникам "Трех мушкетеров" Дюма и "Последней дуэли" Ридли Скотта - рекомендуется.

Беларусь