Строительная сфера в Монголии довольно активно развивалась до пандемии коронавируса. Но последние два года привели к ощутимому спаду.
- Пока мы не можем полностью осуществить импортозамещение в производстве материалов, несмотря на то что для этого многое делается. Этот каталог будет полезным для поиска подходящих партнеров, которые смогут поставлять в страну все необходимое для отрасли, - отреагировал на предложение дальневосточного координатора Ассоциации национального объединения строителей Айхала Габышева директор Департамента международных связей и сотрудничества монгольского "Технопарка Хонхор" Бомбог Насанбат.
По словам главы Республики Бурятия Алексея Цыденова, поставки материалов могли бы стать перспективным вариантом взаимодействия региона с Монголией. Как и обмен опытом между строительными организациями, в частности, предоставление услуг со стороны Монголии: Бурятия нуждается в рабочих руках на стройках.
- Если в Монголии есть свободные рабочие бригады - мы примем. Кроме стройматериалов мы можем поставлять в соседнюю страну электротехнику, электронику и компоненты для производства электрических кабелей, запорную арматуру - те же клапаны давления. Улан-Удэнский завод металлоизделий может отправлять партнерам конструкции для сооружения мостов и металлоизделия для строящегося НПЗ, - перечислял возможности Бурятии Алексей Цыденов.
В текущем году Монголия планирует реализовывать мегапроекты в области инфраструктуры: нефтеперерабатывающий завод, гидроэлектростанцию, четырехполосную автодорогу, соединяющую Улан-Батор и Дархан - третий по величине город страны.
В Бурятии за последние четыре года возвели республиканский перинатальный центр, провели реконструкцию национальной библиотеки, сдали поликлинику в селе Тарбагатай и детский сад в селе Нижний Саянтуй Тарбагатайского района. В Улан-Удэ удалось построить самую большую на Дальнем Востоке школу вместимостью 1 275 мест.
- Можно констатировать, что строительный комплекс Бурятии развивается достаточно оперативно и эффективно. Участие в сооружении высокотехнологичных объектов - то, что мы можем предложить соседям из Монголии, - говорит заместитель председателя правительства республики Евгений Луковников.
Подготовка кадров для отрасли - еще один элемент сотрудничества.
- После вступления Республики Бурятия в Дальневосточный федеральный округ у нас значительно возросло количество бюджетных мест по разным направлениям и специальностям. У нас обучаются 184 иностранных студента, из них 12 из Монголии, среди них четыре человека - по строительным специальностям, - рассказывает декан профильного факультета Восточно-Сибирского государственного университета технологии и управления Михаил Калашников.
За предыдущие годы выпускниками этого факультета стали 36 студентов из Монголии.
Транспортировать стройматериалы и другие грузы между Бурятией и Монголией можно через несколько пунктов пропуска, в том числе через пункт в Кяхте, модернизация которого закончена совсем недавно. Сейчас там планируется увеличение штата сотрудников таможенной службы.
- Через этот пункт пропуска ежедневно перемещаются 90 грузовых транспортных средств. Имеется техническая возможность одновременно обслуживать 12 грузовиков: шесть на выезд и шесть на въезд, но пока нет такой необходимости, - говорит начальник Дальневосточного таможенного управления Юрий Ладыгин.
Российско-монгольские экономические связи имеют все шансы на быстрое и успешное развитие, особенно в условиях нынешней глобальной нестабильности.
Поэтому по мнению торгового представителя России в Монголии Максима Васильева, главная задача обеих стран - довести товарооборот взаимной торговли до пяти миллиардов долларов в год к 2026 году. Эта цифра вполне реальна, так как все нынешние проблемы, по мнению специалистов, носят преодолимый характер.