Глэмпингов много не бывает
Если подразумевать под качеством доступность и полноценность информации о достопримечательностях, удобство навигации, наличие мест размещения, точек питания, досуга и прочего, то все эти элементы, к сожалению, существуют автономно.
Несмотря на то что в жизнь претворяются программы по развитию туризма по линии разных министерств и ведомств, они зачастую между собой не связаны. Как и прежде, туристы выискивают в интернете информацию по крупицам или едут, руководствуясь рекомендациями знакомых. Сарафанное радио - вещь достаточно надежная, но охватить всех потенциальных путешественников не может.
Впрочем, даже при таком положении дел в пик сезона отпусков мест размещения не хватает.
Этот дефицит предприниматели стараются компенсировать строительством глэмпингов - "гламурных" кемпингов, с удобствами, как в гостинице.
В республике принята программа, по которой бизнесменам оказывают помощь в этом деле. Кажется, что глэмпинги растут, как грибы после дождя. Их уже 31. По словам заместителя директора центра развития туризма РБ Артура Идельбаева, было бы еще больше, ведь можно даже за сезон окупить вложения. Но процесс сдерживают административные барьеры. Пока дойдет до строительства, много воды утечет.
- Процесс оформления земли в аренду занимает до трех лет, - сообщил Идельбаев. - Подходящий для глэмпинга земельный участок необходимо перевести из категории земель сельхозназначения в другую, что требует от муниципалитетов внесения изменений в генплан, на что у местной власти денег не хватает. Кроме того что земля выделяется долго, заниматься туризмом еще и дорого. За аренду участка надо платить больше, чем за добычу нефти.
Сервис у дороги
Гораздо более мягкие условия созданы для тех, кто развивает придорожный сервис. По словам министра торговли РБ Алексея Гусева, инвесторам, вкладывающим в проект более 50 млн рублей и создающим не менее 15 рабочих мест, земельный участок предоставляется без торгов. Также им компенсируется часть затрат на инфраструктуру, а это самая большая статья расходов.
Для тех, кто планирует построить заправку с магазином, мотель или кафе на дорогах регионального или муниципального значения, требования еще ниже - вложения должны составлять 20 млн рублей, а в Зауралье или в северо-восточных районах - 10 млн рублей.
До 2024 года в республике появится одна тысяча объектов придорожного сервиса различного формата. Объем инвестиций оценивается в сумму более восьми млрд рублей. Многие уже построены и пользуются популярностью, ведь отдохнуть, поесть, помыться, купить в дорогу продукты, получить услуги автосервиса, заправить машину нужно каждому путнику.
Но это на трассах, которые связывают города и районные центры. А вот дороги к туристическим локациям находятся в плачевном состоянии. Особенно хорошо это видно в таком посещаемом районе, как Белорецкий.
Ежегодно сюда приезжает более 140 тысяч человек. Даже дорога Уфа - Белорецк требует серьезного ремонта, а в самом районе, только чтобы доехать до Иремеля, необходим капитальный ремонт и строительство более 70 километров дороги Белорецк - Тирлян - Николаевка - Верхнеаршинский. Очень портит дороги регулярное движение лесовозов. Средств на ремонт в местном бюджете нет, поэтому глава администрации Белорецкого района Андрей Иванюта предложил разработать республиканскую программу строительства и ремонта дорог, ведущих к туристическим объектам.
Вообще, Белорецкий район, как будто самой природой предназначенный для разных видов туризма, наглядно иллюстрирует проблемы, которые надо решить, чтобы и туристам было хорошо, и предприниматели могли развернуться. Для этого нужно объединить усилия различных ветвей власти. Когда в товарищах согласье есть, все получается. Как это было в январе 2021 года, когда вырубали лес вдоль популярной тропы, ведущей к Инзерским зубчаткам. Депутаты госсобрания - курултая РБ оперативно внесли изменения в закон, чтобы эта тропа получила особый правовой статус.
- Закон определил границу возможной вырубки леса вдоль тропы - по 50 метров с каждой стороны. Нам удалось договориться с лесозаготовителями об увеличении охранной зоны до ста метров, - рассказал Андрей Иванюта. - Теперь мы предлагаем законодательно прописать порядок и сроки подготовки документов для того, чтобы можно было оформлять тропы официально, брать эту землю в аренду у муниципалитета. Это создаст благоприятные условия туристам и бизнесу.
Вырубка леса несет немалые экологические риски - из-за этого мелеют реки.
- Чтобы сохранить уникальные места, подпитку горных рек, мы предлагаем увеличить на десять тысяч гектаров территорию природного парка "Иремель" со статусом особо охраняемой природной территории. Включить туда горы Машак, Большой Кумардак, Малый Кумардак и другие, которые входят в маршрут "Большая Южноуральская Тропа", которую уже несколько лет развивает уроженец Белорецкого района Раис Габитов.
Площадь парка сейчас около 49 тысяч гектаров. Готовы подключиться к оформлению, сотрудничаем с экспертами, учеными, у которых уже есть научное обоснование такого изменения, - разъяснил Андрей Иванюта.
Чем дальше в лес...
Лесные территории Башкирии привлекают много туристов. В том же Белорецком районе 82% площади - тайга. По традиции едут туда с палатками, но многие хотят отдыхать с удобствами. Благо изменения в Лесной кодекс, разрешающие строительство на лесных землях объектов капитального строительства, внесены еще в прошлом году. Только вот никто не поедет туда, где нет дорог. Так что смысла в том, чтобы строить те же глэмпинги в лесных чащах, куда не ступала нога человека, никакого.
Самые лакомые для инвесторов места находятся около населенных пунктов, недалеко от воды - это так называемые особо защитные участки (ОЗУ). Однако в подзаконный акт - постановление правительства РФ, принятое в апреле, такие объекты не вошли. То есть строить на ОЗУ нельзя.
Замминистра лесного хозяйства РБ Венер Вахитов обратился к депутатам госсобрания с просьбой выступить с инициативой внесения изменений в постановление правительства России. Это необходимо, так как туризм может и должен развиваться близ населенных пунктов, там, где есть вся инфраструктура.
Это не единственная мера, которая даст туризму импульс для развития. Хорошим стимулом была и остается налоговая льгота.
Так, в период пандемии предпринимателям, использующим упрощенную систему налогообложения (УСН), в качестве меры поддержки правительство Башкирии снизило ставку до одного процента. Затем ее снова подняли до 6%.
- Ставка в 1% позволила увеличить налоговые поступления и сократить сегмент теневого бизнеса. Так, в Башкирии в период действия льготы падение отрасли фиксировалось на уровне 40%, а налоговых поступлений - на уровне 20%. В Свердловской области, где такой льготы не было, соответственно - 40% и 44%. В Удмуртии ставка УСН равна 1%, и туристическая отрасль развивается быстрее, чем у нас. Конечно, это первичный анализ, но даже он показывает эффективность подобной меры. Предлагаю снизить ставку УСН до 1% от всего дохода предпринимателя и 6% при расчете налога "доходы минус расходы", - выступил с инициативой Андрей Иванюта на парламентских слушаниях в госсобрании РБ, где обсуждались вопросы развития туриндустрии.
Власти Уфы намерены развивать промышленный, медицинский, гастрономический и водный туризм. Как отметил замглавы городской администрации Дамир Галиуллин, туристический потенциал позволяет это сделать. Пока в столицу Башкортостана едут, как правило, или в гости к знакомым, или с деловыми визитами. Сейчас разработано 10 туров с посещением ведущих промышленных предприятий, в этом году к ним добавится еще девять. Медицинский туризм в настоящее время тоже явно недооценен, хотя офтальмологические, перинатальные, кардио-, неврологические, стоматологические клиники ежегодно посещают сотни тысяч человек, в том числе из-за рубежа. Но это поездки частные, а не организованные туроператором. Что касается водного туризма, то в акваторию Белой близ Уфы суда могут заходить считанное количество дней в году. В 2022-м большая вода держалась всего 17 суток, но за это время к уфимскому причалу пристали четыре трехпалубных теплохода. В следующем году их число может увеличиться - ведутся переговоры с руководством речных компаний, которых в стране 20, о включении Уфы в маршрут круизов.