22.06.2022 20:55
Власть

Литва урезала транзит из Калининграда, бизнес считает убытки

Текст:  Светлана Песоцкая ("Российская газета", Калининградская область)
Российская газета - Федеральный выпуск: №133 (8781)
Новые барьеры, которые поставили санкции ЕС Калининградской области, вынудили власти и бизнес срочно менять логистику снабжения региона-эксклава.
Читать на сайте RG.RU

Львиную долю товаров доставляли сюда с основной территории России по железной дороге и фурами транзитом через Литву. Так же вывозили калининградскую продукцию. С 18 июня Литва с подачи Евросоюза ввела запрет на транзит санкционных товаров из России в Россию. А это почти половина ассортимента: продукция из чугуна и стали, удобрения, древесина, цемент, упаковка, трубы и прочее, даже духи, икра и креветки.

Положение эксклава, отрезанного тремя госграницами, делает его особенно уязвимым. Первыми отреагировали строители: задержки с поставками для них - срыв сроков сдачи объектов. Прогнозировать развитие событий транспортники не берутся, от комментариев отказываются. Не успели порадоваться в мае созданию оператора грузовых контейнерных железнодорожных перевозок, предлагающего конкурентные условия по срокам и цене, как эти выгоды обнулились.

Как сообщил губернатор Антон Алиханов, сейчас те товары, которые не попали под санкции, перенаправляют на железнодорожную линию, а санкционные грузы - на паромы. Эта переброска займет несколько недель. Параллельно усиливается паромная линия Балтийск - Усть-Луга (Ленинградская область). Сейчас на ней курсируют три парома и сухогруз. В конце недели придет пятое судно. По данным губернатора, компании готовы предоставить еще пять-шесть судов.

"Мы жить не перестанем. Приспособимся, не впервой", - устало говорит глава компании, которому, как и многим другим, из-за санкций и пандемии уже не раз пришлось менять логистику, искать новых партнеров в России, Казахстане и Китае вместо польских, литовских и немецких. Терпеть убытки. Многие его коллеги надеются на усилия дипломатии, что евросоюзовские чиновники все же перечитают международные документы, обеспечивающие неприкосновенность калининградского транзита. Но все сходятся в одном: морские перевозки дороже. Губернатор обещал обратиться к федеральному центру за их субсидированием. На это надежда и у бизнеса. И у населения. В соцсетях только и "говорят", что о грядущем росте цен. Но ажиотажа в магазинах нет. Торговые сети сообщают о больших запасах на складах.

Губернатор Калининградской области Алиханов: Литва грубо нарушила нормы международного права
Между тем

Ответные меры Москвы на частичный запрет российского транзита через Литву в Калининград "будут не в дипломатической, а в практической плоскости". Об этом заявила официальный представитель МИД России Мария Захарова, добавив, что комплекс мер прорабатывается в межведомственном формате. Ранее она призвала Вильнюс понимать, что если Москва характеризует действия другого государства как откровенно враждебные, то "здесь уже не до нахождений формул, которые могли бы увести ситуацию в сторону".

На Западе осознают серьезность действий Литвы, которые, судя по реакции ее союзников, были с ними согласованы. Примечательно, что глава пресс-службы госдепартамента Нед Прайс в этом контексте заявил, что США "твердо привержены обязательствам по коллективной обороне" в рамках НАТО, несмотря на то, что прямого отношения к альянсу ситуация не имеет: Литва мотивирует свое решение исполнением антироссийских санкций Евросоюза.

Подготовил Игорь Дунаевский

Регионы Литва Бизнес Калининградская область Европейский союз