28.06.2022 18:48
Общество

Как должно измениться отечественное высшее образование

Текст:  Константин Могилевский (председатель правления РИО) Андрей Логинов (председатель комиссии РИО по вопросам высшего исторического образования)
Российская газета - Столичный выпуск: №137 (8785)
Беспрецедентное экономическое и политическое давление, которому подверглась Россия, остро ставит вопрос о новых принципах развития отечественной системы высшего образования, путях повышения ее конкурентоспособности в меняющемся мире. Провозглашенный отказ от Болонской системы лишь положил начало широкой экспертной дискуссии, в ходе которой все чаще высказывается мнение о том, что основными критериями оценки изменений в образовательной сфере должны стать не некие абстрактные "международные стандарты", а уровень качества подготовки выпускников, обеспечение кадровых потребностей государства и бизнеса. Сказанное справедливо и для высшего исторического образования, традиционно имеющего государствообразующее значение.
/ Алексей Мальгавко / РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

Чтобы определиться с тем, как и в каком объеме готовить профессиональных историков, целесообразно обратиться к опыту предыдущих образовательных моделей, оценить их преимущества и недостатки. Первые исторические факультеты в нашей стране были открыты в Московском и Ленинградском государственных университетах согласно Постановлению ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 16 мая 1934 года. Позднее аналогичные структурные подразделения появились и в остальных классических университетах, став надежными поставщиками кадров для советской науки, образования, культуры и просвещения. Выпускники-историки нередко пополняли ряды государственных служащих, становились сотрудниками партийных органов или находили себя в средствах массовой информации.

Косвенным следствием возникновения обособленных исторических факультетов стало формирование новых научных школ. Несмотря на искусственно навязываемое разделение образования и науки (последняя виделась советскому руководству по преимуществу академической), общее пренебрежение гуманитарным знанием и идеологическое давление, в СССР успешно развивались источниковедение, археология, этнография и целый ряд других важных исторических дисциплин. В конце 1980-х "ветер перемен" распахнул перед исследователями двери архивов, спровоцировал взрывной рост интереса наших граждан к истории, но вместе с тем обусловил неизбежную девальвацию ценности исторического образования - как, впрочем, и фундаментального образования во многих других областях.

В условиях стихийно формирующегося рынка большинство молодых людей стали ориентироваться на получение "денежных" профессий, стремились стать экономистами или юристами. С уменьшением притока абитуриентов исторические факультеты постепенно "оптимизировались", а количество бюджетных мест на исторические специальности сокращалось. Из-за этого осложнился процесс смены поколений в исторической науке, в регионах начались проблемы с воспроизводством музейных, архивных и педагогических кадров.

Отрадно, что в последние годы ситуация стала меняться к лучшему. Шаг за шагом восстанавливается авторитет профессионального знания, народный интерес к истории сопровождается осознанием значимости исторического образования со стороны государственной власти. Свою скромную лепту в эти позитивные изменения вносит и Российское историческое общество, в этом году отметившее 10 лет с момента своего воссоздания.

Минобрнауки: Отказ от Болонского процесса не отразится на признании дипломов РФ

Судить о стратегических приоритетах государства в сфере высшего образования позволяют контрольные цифры приема, то есть бюджетные места, на которые осуществляется набор абитуриентов. Согласно российскому законодательству, после того как министерством образования и науки определяется общий объем контрольных цифр приема на предстоящий учебный год, места распределяются между укрупненными группами специальностей и направлений подготовки (сокращенно - УГСН) - широкими предметными областями. На этом этапе свои предложения в установленном порядке вносят "центры ответственности" - федеральные органы исполнительной власти или авторитетные объединения работодателей.

Константин Могилевский, председатель правления РИО, исполнительный директор фонда "История Отечества", зампредседателя Совета по развитию исторического образования при Минобрнауки России. / Сергей Савостьянов/ТАСС

С 29 июня 2021 года Российское историческое общество, объединяющее в своих рядах более 130 музеев, вузов, академических институтов, архивов и библиотек, приказом Минобрнауки России было определено в качестве "центра ответственности" по профильному УГСН "История и археология", что позволяет профессиональному сообществу фактически напрямую влиять на принятие решений о распределении контрольных цифр приема. При этом общий объем бюджетных мест по УГСН "История и археология" тоже постепенно растет. В завершившемся учебном году для абитуриентов, поступавших на исторические специальности, было выделено 3328 бюджетных мест в бакалавриате и 1619 мест в магистратуре. Через год (в 2023/2024 учебном году) их запланировано выделить уже 3496 и 1828 соответственно. Прирост существенен, хотя нужно учитывать, что доля студентов-историков в целом очень невелика - порядка 0,4% от всего студенчества России.

После определения общего количества бюджетных мест, выделяемых на каждую УГСН, важной задачей становится их справедливое и эффективное распределение между субъектами Российской Федерации. Вносить свои предложения в процессе формирования региональных квот по каждой УГСН могут не только "центры ответственности", но и руководство регионов. В целях координации усилий всех заинтересованных сторон и повышения прозрачности процесса распределения бюджетных мест Российским историческим обществом была сформирована Комиссия по вопросам высшего исторического образования. В ее состав вошли не только руководители РИО и Росархива, но и представители вузов - членов Общества - из более чем 50 регионов.

Благодаря аналитическим материалам, подготовленным Комиссией, в этом году Минобрнауки России выделило бюджетные места на подготовку историков-бакалавров даже в тех субъектах Российской Федерации, где прежде - на протяжении нескольких лет - эта подготовка была фактически свернута. Кроме того, ряд вузов, обосновавших Комиссии необходимость выделения дополнительных мест в магистратуре, в предстоящем учебном году получит их сверх нормы. Среди них Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова и целый ряд других авторитетных вузов. Речь идет о дополнительной подготовке более чем 350 высокопрофессиональных историков для регионов нашей страны.

Историки - это универсальные аналитики с навыками критического осмысления информации. Когда их достаточно, существенно снижается вероятность распространения фейков

Столь же существенным достижением в работе Комиссии стало решение проблемы так называемых скачков - резких колебаний контрольных цифр приема, выделяемых региону год от года (в ряде случаев из региона может "исчезать" до половины ранее выделявшихся мест, а спустя, например, год - "появляться" снова). Подобные случаи сильно мешают вузам организовывать учебный процесс, формировать студенческие группы, планировать нагрузку преподавателей. По большей части их причиной становилась банальная нескоординированность действий всех сторон - появление Комиссии РИО позволило существенно снизить этот риск.

Андрей Логинов, член Совета РИО, статс-секретарь - заместитель министра юстиции РФ. В 2021 году был назначен председателем комиссии РИО по вопросам высшего исторического образования. / Николай Галкин/ТАСС

В целом намечены пути решения целого ряда проблем. Однако, планируя работу на перспективу, мы неизбежно упираемся в вопрос - в каких областях профессиональной деятельности сегодня востребованы историки? Как рассчитать их требуемое количество? Со стороны может показаться, что при распределении контрольных цифр приема на инженерные специальности такой проблемы не встает. Однако, даже если в регионе существует несколько крупных предприятий, предсказать их запрос на квалифицированные кадры через 4-6 лет (а именно к этому времени из вузов, наконец, выпустятся молодые профессионалы, под которых сегодня закладываются бюджетные места) не возьмется никто.

Глава Минобрнауки назвал основные принципы новой системы высшего образования

Со специалистами-гуманитариями дело обстоит еще сложнее - здесь нужен принципиально иной механизм расчета. Наш подход зиждется на том, что историк, овладевший методиками работы с источником, - это универсальный аналитик, профессионал, обладающий развитыми навыками критического осмысления информации. По мере обучения у него развивается особая интуиция, способность определять во множестве на первый взгляд случайных событий невидимые глазу закономерности. Такие компетенции формируют особый тип мышления, востребованный в самых разных сферах человеческой деятельности. Выпускники, получившие историческое образование, сегодня трудятся не только в школах, академических институтах, вузах, музеях или архивах. Нередко они используют свои умения в органах государственной власти, занимаются общественно-политической деятельностью, развивают собственный бизнес.

С точки зрения прогнозирования их востребованности принципиален другой момент. Историк, как и любой специалист, всегда является своего рода центром просвещения для своего окружения - родных, друзей, коллег. Достаточное количество компетентных историков существенно снижает вероятность распространения в обществе недостоверной информации, фейков, служит фактором обеспечения социальной стабилизации. Именно с этой точки зрения целесообразно проанализировать советский опыт. Нам кажется разумным механизм, предполагающий, что объем бюджетных мест для историков в вузах рассчитывается как процент от общей численности населения в той или иной административной единице - например, городе или регионе. Правда, если мы согласимся с этим подходом, то окажемся еще перед одной дилеммой - учитывать ли нам при подсчете требуемого объема бюджетных мест и те, что выделяются для подготовки педагогов-историков? На сегодняшний день будущих учителей истории готовят в рамках другой УГСН - "Образование и педагогические науки" ("центром ответственности" по ней выступает Министерство просвещения Российской Федерации). Система устроена таким образом, что только уже поступив в вуз, выбрав направление подготовки "Педагогическое образование", студент определяется с профилем, то есть тем предметом, который он впоследствии предполагает преподавать. Нередко обучающиеся совмещают несколько профилей (например, "История и обществознание" или "Иностранный язык и история"), что, разумеется, затрудняет подсчет.

В этом году Минобрнауки выделило бюджетные места на подготовку историков-бакалавров даже в тех субъектах РФ, где прежде она была фактически свернута

Тем не менее совокупные данные минпросвещения и минобрнауки говорят о том, что в завершившемся учебном году на подготовку будущих учителей истории было выделено порядка 2000 бюджетных мест. Добавим, что в отдельных регионах, где подготовка классических историков ранее была по тем или иным причинам прекращена, именно историки-педагоги оставались единственным источником воспроизводства профессиональных кадров - как для школы, так и для музейной, архивной отрасли. С учетом этого факта вдвойне насущной видится проблема сокращения предметной подготовки будущих учителей истории. Речь идет о том, что выпускники педагогических вузов "недополучают" исторические знания (по сравнению с "классическими" историками), так как в отличие от них вынуждены осваивать большой объем "методических" предметов. В настоящее время члены Комиссии проводят анализ документов, определяющих содержание исторического образования в педагогических вузах. Результаты этого мониторинга будут вынесены на профессиональное обсуждение с профессиональным сообществом, минобрнауки и минпросвещения.

Минобрнауки предложило ввести общий формат изучения истории в вузах

Наконец, требующим решения вопросом является уточнение критериев проведения конкурса за бюджетные места, который проводится между вузами в рамках предварительно установленных региональных квот. Именно от результатов этой процедуры в конечном счете зависит итоговый объем контрольных цифр приема, выделяемых конкретному университету или институту. Разумеется, Российское историческое общество, будучи "центром ответственности", не имеет полномочий на вмешательство в организацию конкурсных процедур. Однако считали бы правильным обратить внимание на применяемые при оценке заявок критерии. Среди них, очевидно, есть параметры, повлиять на которые никакой вуз не в состоянии. Например, "среднее соотношение дохода выпускников образовательной организации и прожиточного минимума", определяемого по специальной формуле.

Рассчитываем в решении подобных вопросов на конструктивный диалог с Минобрнауки России, с которым уже накоплен большой опыт продуктивного сотрудничества. Уверены, что в наступающем учебном году нам удастся направить общие усилия на дальнейшее развитие высшего исторического образования - в интересах наших граждан, исторического сообщества, вузов, абитуриентов и их родителей.

Визитная карточка

Константин Могилевский, председатель правления РИО, исполнительный директор фонда "История Отечества", зампредседателя Совета по развитию исторического образования при Минобрнауки России.

Андрей Логинов, член Совета РИО, статс-секретарь - заместитель министра юстиции РФ. В 2021 году был назначен председателем комиссии РИО по вопросам высшего исторического образования.

Образование