Президент России Владимир Путин поручил увеличить максимально допустимый размер туристического кешбэка за поездки на Дальний Восток до 40 тысяч рублей. Планируется ли распространить эту практику на арктические регионы?
Алексей Чекунков: Арктические регионы - не менее привлекательные, чем дальневосточные. А некоторые из них, такие как Мурманская область, по количеству туристов соперничают с самыми популярными дальневосточными туристическими направлениями. Около 1 млн туристов приехали в Арктику в 2021 году. Турпоток в Мурманской, Архангельской областях вырос на 40-50%.
Поэтому уверен, что туристический спрос в Арктике нужно стимулировать - подобно тому, как это происходит Дальнем Востоке, в Крыму, на курортах Краснодарского края. Поверьте, по части впечатлений Арктика ни в чем им не уступит.
Есть чартеры на Сахалин и в Улан-Удэ. Планируется ли запуск чартеров в другие регионы?
Алексей Чекунков: В высокий летний сезон запустим чартеры в Приморье и в Бурятию. Стоимость тура начинается от 40 тысяч рублей за неделю с перелетом. Это довольно доступно и открывает дальневосточные регионы для большого круга туристов.
В прошлом году вы анонсировали введение такой меры поддержки, как 1 млн рублей за третьего ребенка. Когда эта мера может быть введена?
Алексей Чекунков: Правительство поддержало нашу идею, и мы готовимся к ее запуску до конца этого года. Пилотным регионом будет Приморье - в крае проживает более 20% населения Дальневосточного федерального округа и при этом там один из самых низких коэффициентов рождаемости - всего 1,5 при средней рождаемости по стране 1,7. Думаю, что мы это выправим.
Ранее предлагалось ввести "статус дальневосточника", в рамках которого люди бы получили льготы, например, более ранний выход на пенсию, налоговый вычет, расширенное медицинское страхование. Проект еще обсуждается?
Алексей Чекунков: У дальневосточников уже есть хороший пакет привилегий: в нем "Дальневосточная ипотека", которую только что распространили на врачей и учителей, бесплатная выдача участков земли. Приступаем к строительству дальневосточных кварталов. Так что специально выделять при помощи некого статуса жителей одного российского региона как более привилегированных я бы не стал.
Вы предлагали провести "гектарную амнистию" для тех участников программ получения дальневосточного и арктического гектаров, которые пропустили сроки подачи заявлений о предоставлении земли в собственность. Когда он может быть принят?
Алексей Чекунков: Да, мы очень внимательно отнеслись к этому вопросу и максимально оперативно подготовили законопроект - потому что знаем, насколько сильно это беспокоит людей. Законопроект уже прошел первое чтение в Госдуме.
Ранее вице-премьер Юрий Трутнев заявил, что единым оператором северного завоза может стать министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики. Этот вопрос уже решен? Если да, то когда министерство начнет выполнять роль оператора?
Алексей Чекунков: Мы получили важнейшие поручения от президента. Одно из них касается как раз определения единого оператора морской логистики для северного завоза. Внесли наши предложения в правительство.
Мы предлагаем создать систему единого цифрового экспедитора, который бы обеспечил прозрачность и конкурентность закупок всех участников северного завоза, упорядочил огромный хаотичный поток закупок. Приведем эту систему в порядок - есть большой шанс, что цены на товары снизятся.
В части организации морской логистики считаем, что консолидация функций управления навигацией в "Росатоме" - оптимальное решение. Минвостокразвития выступает координатором в части обеспечения грузовой базы. Соединяя технологию цифрового экспедитора и навигационной способности "Росатомфлота", думаю, мы сможем найти формулу, которая может сделать северный завоз более эффективным.
Вы неоднократно выступали за переезд штаб-квартир крупных компаний на Дальний Восток. Кто-то откликнулся?
Алексей Чекунков: Если честно, я не возражал бы против переезда столицы России на Дальний Восток - это я как патриот нашего региона говорю. Если смотреть прагматично, то компании, которые понимают, какое будущее и какие перспективы вырисовываются во взаимодействии с нашими восточными соседями, как минимум должны усилить свои подразделения, а может, и перенести штаб-квартиры на Дальний Восток - ближе к новым центрам силы.
Какова ситуация на Северном морском пути в нынешних условиях? Какова ситуация с инвесторами из Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР)? Достаточно ли существующих темпов развития Северного морского пути (СМП)?
Алексей Чекунков: До 1 августа совместно с коллегами по правительству, с крупнейшими компаниями-грузоотправителями, "Росатомом" мы должны разработать единый план развития Северного морского пути, основанный на актуализированном прогнозе грузового потока, - это поручение президента.
Мы детально работаем с каждой компанией-инвестором. Это очень серьезная грузовая база. Уже до 2030 года она перевалит за 100 млн тонн в год, включая 50 млн тонн сжиженного природного газа и более 50 млн тонн нефти. По сегодняшним ценам только два этих товара должны давать 100 млрд долларов выручки ежегодно. Такие объемы терять преступно. Очевидно, что инвестиции в Северный морской путь жизненно важны для развития российской экономики на поколения вперед.
Собрав и скоординировав эту грузовую базу, мы подпишем обязывающие соглашения с компаниями-инвесторами и "Росатомом". Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики выступит как представитель правительства России.
План развития СМП - это, по сути, актуализированный спрос на инфраструктурные инвестиции со стороны государства, со стороны крупнейших инвесторов-грузоотправителей. Это расширение ледокольной группировки, создание транспортного флота ледового класса, создание новых и модернизация существующих портов, дноуглубление, создание терминалов, расширение спутниковой группировки, инфраструктуры связей, гидрометеорологический мониторинг. Также важно развивать аварийно-спасательную инфраструктуру, которая позволит сделать Северный морской путь круглогодичным и безопасным.
Это серьезные инвестиции. По предварительным расчетам, потребуются дополнительно сотни миллиардов рублей инвестиций из федерального бюджета. Но эти средства позволят обеспечить стране стабильный доход в 100 млрд долларов в год.
Ранее вы сообщили, что к созданию мастер-плана города-спутника Владивостока будут привлечены азиатские компании. Кто-то уже выразил желание участвовать в этом проекте?
Алексей Чекунков: Мы решили вначале создать качественный собственный продукт. Довольно большое время занял конкурс по выбору генерального проектировщика этого проекта. Конкурс позволил выбрать действительно сильного победителя - это Научно-исследовательский институт перспективного градостроительства с опытом более 90 лет. Он участвовал в реализации такого важнейшего проекта, как федеральная территория "Сириус".
Надеемся, что идея города-спутника - главного европейского города в Азии - будет реализована, причем обязательно с элементами, вдохновленными Санкт-Петербургом.
К Восточному экономическому форуму будет подготовлена и представлена президенту генеральная концепция города. Следующим шагом станет привлечение инвесторов - уже для реализации пилотных проектов мастер-плана.
Япония заявляет о введении все новых санкций в отношении России. Какова ситуация с реализацией японских проектов на Дальнем Востоке? Не решили ли японские инвесторы прекратить работу?
Алексей Чекунков: Говоря о санкциях, президент применил эпитет "бездумные", и добавить тут нечего. Говоря о японских инвесторах, следует учитывать азиатский менталитет - долгосрочный и прагматичный. Японцы, как и южные корейцы, - люди продуманные и, надеюсь, рано или поздно устанут плясать под чужую дудку и вернутся к сотрудничеству в важнейшем Азиатско-Тихоокеанском регионе, где Россия - один из крупнейших игроков и сотрудничество друг с другом - единственно возможная форма сосуществования. Я верю, что разум и прагматичный подход в итоге победят.
До осени 2022 года будет запущена промышленная ипотека. Ставка составит 5%. Эта мера будет распространена на всю Россию. Не планируете ли вы просить о дополнительных льготах для Дальнего Востока?
Алексей Чекунков: Перефразируя известное выражение - наш макрорегион оказался в сложное время в нужном месте. Главное преимущество Дальнего Востока сегодня - его близость к крупнейшим мировым рынкам капитала, технологий и сбыта. У нас более 4 тысяч километров границ с Китаем. Этим можно и нужно пользоваться.
Плюс у нас более дешевое электричество, качественные трудовые ресурсы, природные ископаемые. Мы будем создавать новые проекты в приграничных территориях - промышленные парки, чтобы развивать экспорт в фактически бездонный рынок Азии. И, да, мы будем бороться за то, чтобы на Дальнем Востоке все федеральные меры были еще более привлекательными.