04.07.2022 16:37
Кинократия

Как феминизм при коронавирусе оккупировал кино: "Род мужской"

Как феминизм при коронавирусе оккупировал кино
Текст:  Дмитрий Николаев
Из состояния эмоционального и интеллектуального грогги, в которое мир погрузился на время пандемии, общество привычно попыталось выйти за счет новых культурных веяний. Помыкалось-помыкалось и, не родив ничего свежего, достало с антресолей ещё доковидную банку с субстанцией под названием "современный феминизм", смахнуло плесень и выплеснуло в арт-пространство: прежде всего - на кино- и телеэкраны. За последние полтора-два года увидели свет десятки картин, переосмысливающих роль женщины, повсеместно выводя её на первый план и живописуя мир, который теперь вертится вокруг неё, слетев с оси причинного места мужчины. Статьей о недавно презентованном "Роде мужском" мы открываем цикл, посвященный самым ярким, резонансным и запоминающимся фильмам, отражающим данную тенденцию.
/ kinopoisk.ru
Читать на сайте RG.RU

"Род мужской" вызвал восторги в среде радфема и обвинения в мизандрии со стороны консерваторов. И те, и другие, впрочем, поторопились с выводами. Решение автора Алекса Гарленда рассказать историю с позиции женщины вовсе не означает попытки представить ролевую модель поведения для каждой сильной и независимой. Да и подозревать режиссёра "Из машины", сценариста "Пляжа" в том, что он послушно плывёт в кильватере конъюнктурного корабля - тоже, по меньшей мере, недальновидно.

"Род мужской" - чуткое стремление показать жизнь глазами травмированной девушки. Травма затуманила взгляд, выпестовала подозрительность, уничтожила способность доверять и разворошила склеп со стереотипами. Да, для такой ментальной "теробороны" есть внешние причины. Например, процитированные в фильме ветхозаветные или античные мифы, сводящиеся к незатейливому "всё зло от баб".

"Ангелы Чарли": демоны феминизма

Неудивительно, что некоторые несдержанные особы испытывают желание вгрызться в адамово яблоко каждому, помянувшему яблоко, сорванное Евой. Однако триггером, заставившим центрального персонажа - Харпер - ощетиниться в углу полной кошмаров комнаты, стало не поведение традиционных снисходительных мужланов или похотливых святых отцов, а нетипичный для них поступок мужа-манипулятора - представителя нового толерантного поколения.

Уродство, как и красота, притаившееся в глазах смотрящей, замалевало одной краской лица всех окружающих мужчин. Так и вышло, что героиня Джесси Бакли видит на стенах платоновой пещеры тени самцов, которые отбрасывает некий гигантский архетипичный мужик, чей образ, вероятно, списан с её отца.

Гарленд сердобольно фиксирует, что от синдрома "осажденной крепости" в первую очередь страдает его обладатель. Но при всей эмпатии автор не снимает с женщины ответственности за собственное счастье и моральную стабильность. Правда, оказывается, что развешать маскуляк (носителей токсичной маскулинности) на гиляке - тоже не выход. Сколько ни режь ножом, ни руби топором, ни сбивай на машине, а страх, истинная причина всех бед, неизменно будет воспроизводить себя.

"Человек-невидимка": сумасшедший ученый харассит бывшую

Череда уродливых перерождений гонителей Харпер прекратилась, лишь когда она передумала прятаться. Назойливая шавка преследует, пока от неё несутся без оглядки. Но вот беглянка остановилась, и выяснилось, что собака вовсе не собиралась кусаться. Воскресший муж, буквально вылезший из чужого рта вперед ногами, больше не распускает рук, а мямлит инфантильные глупости. Переход в подобном случае от дела к слову дорогого стоит.

А тут уже на помощь спешит бойкая подруга, защищенная от кошмаров и сталкеров бронёй уверенности в себе - пример того, что в мире, где ещё не перевелись сексисты и абьюзеры, можно не быть тварью дрожащей. И для этого не обязательно устраивать гендерную резню бензопилой.

В фокусе