10.07.2022 23:35
Власть

В Казахстане утверждены требования к электросамокатам. Когда подобные правила могут появиться в России

Текст:  Баршев Владимир
Российская газета - Федеральный выпуск: №147 (8795)
Пожалуй, первая страна в мире приняла конкретные требования для электросамокатов, а также других средств индивидуальной мобильности. Этой страной стал Казахстан. Вступивший с 1 июля стандарт этой страны устанавливает, что любой двух- или трехколесный транспорт с электродвигателем, который развивает скорость более 25 км/ч, - это как минимум мопед. И на него требуются права.
Для электросамокатов в других странах разрабатывают требования. В России мешает административная реформа. / РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

В Германии, Франции и Великобритании, которые также столкнулись с этим средством передвижения как с угрозой на дорогах, приняли простое решение - запретить их передвижение где бы то ни было, кроме частных территорий, где на это дает добро владелец.

В Китае - который активно наполняет рынки всего мира этим транспортом - правила дорожного движения появились совсем недавно, и редактируются они с гораздо меньшей активностью, чем где-либо в мире. По мере роста числа жертв того или иного ДТП.

А введение конкретных требований для эксплуатации средств индивидуальной мобильности - вообще новшество.

В Казахстане, согласно сообщениям СМИ, в новом стандарте указывается, что электросамокат не имеет сиденья, а его максимальная конструктивная скорость не превышает 25 км/ч. При движении задним ходом или в пешеходном режиме - скорость не должна быть более 6 км/ч.

Эксперты спрогнозировали стоимость ОСАГО для электросамокатов

Кроме того, электросамокаты должны иметь руль, два или три колеса, фару спереди и фонарь сзади, сигнал, тормозную систему, органы управления. Отдельно указан запрет на доработку электротранспорта для увеличения максимальной скорости: нельзя увеличивать мощность моторов или снимать ограничитель скорости.

В сопроводительной документации к такой технике теперь должен указываться максимальный вес водителя, максимальный и минимальный рост и максимальный и минимальный возраст. Само передвижение на электросамокате должно осуществляться строго в положении стоя, а перевозить пассажиров, буксировать другие транспортные средства или перевозить грузы запрещено.

Все, что не соответствует этим параметрам, по сути, должно относиться к мопедам или мотоциклам. А для управления ими требуются права.

Но принятие поправок в правила дорожного движения - следующий этап.

А что же в России? Минтранс предложил свои поправки в правила, которые были согласованны с МВД. Согласно им скорость передвижения таких транспортных средств ограничивается 25 км/ч. При этом устройствам весом более 35 кг запрещается двигаться по тротуарам.

Но принятие этих поправок пока упирается в то, что согласно административной реформе в Правила дорожного движения запрещено вносить поправки. Можно переиздать их полностью.

В МВД уже не раз говорили, что достигнуто соглашение о том, что внести эти поправки будет возможно. Предполагается, до конца года. Но когда это точно произойдет - пока никому не известно.

Кроме того, в России разработан ГОСТ под электросамокаты, но он не решает главной проблемы: как их классифицировать. А без этого нельзя установить, совершил ли водитель такого транспорта нарушение.

Тем временем

Власти Москвы первыми в России создали образовательную программу для водителей электросамокатов. Цель - повысить безопасность движения на тротуарах. "Кикшерингом постоянно пользуются 1,5 миллиона горожан, - рассказал заммэра Максим Ликсутов. - И в 70 процентах случаев это не праздное катание: на самокатах едут до метро, офиса, перемещаются между соседними районами". С одной стороны, это удобно и экологично, с другой - крайне опасно: только в прошлом году, по словам председателя Мосгордумы Алексея Шапошникова, официально зарегистрировано 117 ДТП с самокатами, 123 человека пострадали, 1 погиб. И в каждом третьем случае причина столкновений в том, что водители средств индивидуальной мобильности не пропускают пешеходов. Поэтому власти города на собственные средства организовали образовательную программу, чтобы самокатчики хотя бы на базовом уровне поняли принципы безопасности движения.

В Дептрансе Москвы рассказали, как правильно выбрать электросамокат

Первое занятие по программе "Включи режим безопасности" провели в минувшую субботу. Это - не автошкола и экзаменов тут нет. Формат занятий - тренинг-семинар: лектор объяснял материал, а попутно можно было его "отработать" на самокатной площадке. У каждого "водителя" должен быть чек-лист, как у пилота, что нужно проверить на старте поездки: работу фонарей, тормозов, управляемость. Лучше всего использовать шлемы, налокотники и наколенники. Нельзя перевозить на самокате тяжелые грузы и кататься вдвоем: перегруз сильно влияет на маневренность. Хотя самокат - не автомобиль и не мотоцикл, пить алкоголь перед поездкой все равно нельзя, ведь от самокатчика требуется повышенное внимание и реакция. Передвигаться нужно по велодорожкам, а если попадаете на пешеходную зону - снижайте скорость до 15 км/ч. Звуковой сигнал рекомендуют использовать только в самых экстренных случаях: иначе под колеса могут случайно шагнуть пешеходы или собаки. В сильный дождь нужно сразу же прекратить поездку, ведь попадание в глубокую лужу может привести к серьезной поломке.

Все это в теории ясно и понятно. Но совсем другое дело - закрепить навыки на практике: во время занятий на площадке моделируются различные ситуации, в которых даже опытные самокатчики, как оказалось, теряются. Например, прямо перед самокатом вдруг появляется компания пешеходов, и объехать людей затруднительно. Кто-то из водителей неуместно "дудит", кто-то останавливается, но оба подхода неверны. Правильно будет спешиться и попросить пешеходов сместиться чуть правее. Не все умеют даже безопасно начать поездку - не следует резко увеличивать скорость, нужно слегка оттолкнуться и постепенно разгоняться, но не быстрее 25 км/ч. В так называемых "медленных зонах" автоматика сама снизит скорость до 15 км/ч. Проверить свои самокатные навыки можно на открытых занятиях, которые анонсируются в соцсетях департамента транспорта Москвы. А пройти квиз на знание правил, наподобие экзамена автомобилиста, можно на t/mos.ru/kiksharing. В будущем оператор Urent намерен проводить уроки самокатной безопасности в школах, есть даже предложение включить их в программу ОБЖ.

Подготовил Сергей Буланов

Правоохранительная система МВД ПДД