Все концерты форума проходят под открытым небом, потому благосклонность погоды становится едва ли не главной интригой каждого вечера. В ключевой день грозовые прогнозы не оправдались, и оба концерта прошли с аншлагом. Джазовый "аперитив" от Хиблы Герзмавы собрал публику на основной площадке фестиваля - Большой поляне музея-заповедника. Смелые и легкие переложения арий из опер Россини, Пуччини, Гершвина и песен из советской киноклассики, эстрадные хиты и не только певица исполняла в тандеме с джаз-бэндом Сергея Макеева с присущей ей музыкальностью, а вот аккомпанементу тонкости и чуткости хватало не всегда. В одной программе гармонично соседствовали "Город над вольной Невой", "Беловежская пуща", "Весна идет", "Ветер перемен" и "Подмосковные вечера", а также Fly Me To The Moon, The Way You Look Tonight, The Summer Knows, Bessame mucho... Многие мелодии впервые звучали в Клину, а публика была счастлива услышать любимые песни.
После джаза многие переместились в Демьяново на гала-ночь Чайковского, что устроили прямо в поле - сцену и партер построили на фоне руин того, что когда-то было главным двухэтажным кирпичным домом усадьбы, ведущей свою историю с двадцатых годов XVII века. Но это место более связано с именем не Чайковского, а другого русского гения - Сергея Танеева, который приобрел это имение в 1883 году. И Чайковский впервые побывал в Клину, приехав к своему ученику Танееву. Теперь этот абсолютно руинированный объект стал филиалом музея-заповедника П.И. Чайковского. И, быть может, попав в орбиту фестиваля усадьба получит шанс на возрождение.
В этот вечер в Демьянове собрались только звезды. В качестве конферанса отрывки из писем Чайковского читал Игорь Петренко, а камертон концерту задавал симфонический оркестр "Новая Россия" под руководством Юрия Башмета. Гала-концерт-лишь со стороны может показаться простым жанром, где банально один именитый исполнитель сменяет другого. В идеале же тут, как в огромном панно, элементы должны составить единую картину. Это особенно трудно, если поставлена амбициозная задача представить едва ли не все творческое наследие гения, да еще и усложненная тем обстоятельством, что программа "обязана" быть притягательной для самой широкой телевизионной аудитории.
И программа вечера, безусловно, тут самый важный вопрос. В благородной попытке представить как можно больше произведений получилась исключительно коллекция отрывков: ни одно сочинение не было представлено целиком. А создание эффектной картинки для эфира превратило музыку Петра Ильича на нечто похожее на дискотечный "Club Mix", когда софиты и световые пушки спорили с солистами за внимание аудитории. А в поле под ночным небом ради концерта собралось больше тысячи людей, к которым присоединились телезрители.
Началом послужила первая часть Первой симфонии "Зимние грезы", а кодой - финал Шестой симфонии, написанной композитором в Клину. Вадим Репин исполнил фрагмент Концерта для скрипки с оркестром, а Дмитрий Маслеев - фрагмент Первого фортепианного концерта. Адажио из III акта "Щелкунчика" представили Мария Ширинкина и Кимин Ким, фрагмент из балета "Анна Каренина" - Светлана Захарова и Артемий Беляков. Честь Чайковского - оперного композитора - отстоял бас Ильдар Абдразаков, представ королем Рене из "Иоланты" и князем Греминым из "Онегина".
Импровизированный зал встречал музыкантов с благодарностью и восторгом. Фестиваль уже полюбился публике. И он нужен музею-заповеднику в Клину.