Специалисты дают такое определение эмоциональному выгоранию:
"Под эмоциональным выгоранием подразумевается стойкое снижение мотивации и интереса к делу вплоть до явной к нему неприязни, как следствие снижение и утрата работоспособности", - говорит психиатр-психотерапевт Павел Бесчастнов.
С 2019 года синдром эмоционального выгорания включен в Международный классификатор болезней 11 пересмотра и официально признан фактором, влияющим на состояние здоровья. А это значит, что призывы "собраться" и "взять себя в руки" будут неэффективны.
По мнению психологов, эффективнее заранее предотвратить развитие эмоционального выгорания. В частности, не отдаваться работе 24/7, даже если речь идет о любимом деле, а разделять время труда и отдыха. Не отвечать на звонки и письма в нерабочее вечернее время и в выходные, не думать о делах и не решать рабочие проблемы во время отдыха. В рабочее же время не перегружать себя многозадачностью, а решать вопросы постепенно, в порядке приоритетности.
Если же критическое перенапряжение на работе все же произошло, специалисты рекомендуют обратиться с этой проблемой к начальству. Тем более, что все больше компаний стали уделять повышенное внимание психоэмоциональному состоянию своих сотрудников.
По данным исследования, проведенного hh.ru и health tech компании AIBY, 81 процент компаний согласны, что выгорание - важный показатель ментального состояние сотрудников, который влияет на продуктивность бизнеса и на который необходимо обращать внимание. Однако только 39 процентов опрошенных представителей компаний предпринимают меры для борьбы с ним. 22 процента работодателей организуют совместный отдых, 9 процентов дают дополнительные дни к отпуску, еще 8 - проводят коуч-сессии для работы с эмоциональным состоянием, 4 процента опрошенных приглашают психолога для работы с командой. Но только 3 процента регулярно устраивают дни отдыха от рабочих звонков, 2 процента используют на корпоративном уровне приложения и чат-боты для заботы о ментальном здоровье сотрудников.
Среди негативных последствий выгорания для бизнеса большинство респондентов опроса отмечают ухудшение атмосферы в коллективе - 64 процента считают, что оно влияет на текучку кадров. 17 процентов компаний отмечают, что ухудшаются показатели продаж, каждый девятый работодатель видит снижение креативности команды, еще 5 процентов отмечают снижение качества клиентского сервиса.
По словам специалистов, к эмоциональному выгоранию приводит целый ряд факторов.
"Это и степень нагрузки, ответственности, и однообразность задач, и субъективная ценность дела, - отмечает Павел Бесчастных. - Но самый важный фактор, по моим наблюдениям, это неформальные взаимодействия в группе, иными словами - атмосфера в трудовом коллективе".
"Эмоциональное выгорание, как правило, становится следствием одного или нескольких факторов, - поясняет генеральный директор КРОС Екатерина Мовсесян. - Это неудовлетворенность человека тем, чем он занимается, чрезмерное количество задач в течение длительного отрезка времени, обесценивание результатов работы руководителем и в целом токсичные взаимоотношения в коллективе. В социально ответственных организациях стараются работать с риском выгорания системно: отлаживают бизнес-процессы таким образом, чтобы нагрузка ложилась равномерно, выстраивают систему мотивации, работают с карьерными целями сотрудников и закладывают уважительные взаимоотношения в корпоративную культуру компании. Все это работает на предотвращение выгорания у персонала".
Эксперты отмечают, что есть профессии наиболее подверженные эмоциональному выгоранию. В "группе риска" врачи, учителя, спасатели, сотрудники социальных служб, а также специалисты из сферы коммуникаций.
"Это связано с тем, что данные профессии требуют нелинейности действий, эмоциональной вовлеченности и высокой ответственности, - говорит Екатерина Мовсесян. - Напротив, представители строго регламентированных профессий, например, бухгалтеры или сотрудники кадровых служб, меньше подвержены риску выгорания. Тем не менее, с выгоранием может столкнуться любой, причем нередко руководитель узнает о наличии проблемы, когда человек уже приходит с заявлением на увольнение. Чтобы вовремя принять меры, руководителю стоит обратить внимание на такие признаки, как большое количество ошибок, нежелание вовлекаться, частая смена настроения, участившиеся больничные".