13.07.2022 10:35
Общество

Как в Сочи восстанавливают знаменитые чайные плантации

Текст:  Татьяна Павловская (Краснодарский край)
Российская газета - Неделя - Кубань-Кавказ: №150 (8798)
Из Сочи практически все туристы привозят пару пачек уникального "Краснодарского чая". Это - местный эксклюзив, давно ставший одной из визитных карточек курорта.
Игорь Гутиев: В Сочи было 1616 гектаров чайных плантаций, а осталось 700, половина из которых нуждается в восстановлении. / Татьяна Павловская/РГ
Читать на сайте RG.RU

В начале прошлого века именно здесь нашлись подходящие почвы для теплолюбивых чайных кустов. Однако спустя столетие отечественное чаеводство оказалось на грани исчезновения. В числе тех, кто помог сохранить уникальное достояние страны, Игорь Гутиев.

Эпоха Штеймана

Он из семьи потомственных чаеводов. Отец, Георгий Тимофее- вич, - доктор наук, автор двух монографий и свыше 300 научных статей, опубликованных в том числе в "Большой советской энциклопедии". Старший Гутиев всю жизнь посвятил изучению субтропических растений: много лет проработал во Всесоюзном институте чая, а в Сочи возглавил опытную станцию. Сын пошел по его стопам. Наукой Игорь занимался с первых курсов Тимирязевской академии, аспирантуру окончил на кафедре субтропических культур, а трудовую деятельность начал в Дагомысском чайном совхозе, возглавляемом в ту пору героем войны и труда Устимом Штейманом.

- Его имя - настоящая легенда отечественного чаеводства, - говорит Гутиев. - Не случайно время, когда он руководил объединением "Краснодарский чай", называют "эпохой Штеймана". Возглавив в 1963 году совхоз "Дагомысский", в 1972-м добился создания фирмы "Краснодарский чай", объединившей совхозы и фабрики Адлерского, Хостинского и Лазаревского районов. Меня взял агрономом по науке, там я защищал диссертацию, руководителем которой был Устим Генрихович. Ее тема связана с автоматическим орошением чайных плантаций. Это одно из новшеств, внедренных Штейманом.

Тогда закладывались сотни гектаров плантаций субтропических культур, строились дороги, больницы, жилые дома, модернизировались Дагомысская и Адлерская чайные фабрики, а коллектив фирмы вышел на производство 10 тысяч тонн чайного листа. Для туристов с подачи Штеймана организовали чайные церемонии, ставшие альтернативой экскурсиям в винные погреба. Они пользовались ничуть не меньшей популярностью и собирали до 800 гостей. Получилось настоящее шоу: в центре - русский самовар, официантки - красавицы в национальных нарядах, экскурсоводы - руководители чаеводческих предприятий.

На курорте запускают новый гастрономический бренд "Со вкусом Сочи"

- Я в то время возглавлял Солохаульский совхоз и по поручению Устима Генриховича тоже проводил экскурсии, - вспоминает Гутиев. - В числе гостей регулярно встречались космонавты, военачальники, известные артисты, директора ведущих предприятий страны. По сути, мы занимались популяризацией не только нашего чая, но и всей отрасли, которая от этого только выигрывала. В ту пору она развивалась просто стремительными темпами, в чем главная заслуга Штеймана. Жаль, с его уходом на чайных плантациях началось запустение.

Наследники

Оба сына Игоря Гутиева также выбрали профессии, связанные с сельским хозяйством, субтропическими культурами и почвоведением. Старшему, Рюрику, уже за 50. Отец вспоминает, как сын во время школьных каникул работал сборщиком чая, а после армии устроился разнорабочим на фабрику. Здесь прошел все цеха: таскал мешки с сорванным листом к купажному барабану, по ночам "лопатил" зеленый лист, чтобы тот не перегрелся, научился скручивать, а затем сушить его. О том, что сын Гутиевых (мать - управляющая отделением Дагомысского совхоза, отец - директор Солохаульскогого чаеводческого предприятия) трудится простым рабочим, директор фабрики узнал, когда парень уволился в связи с поступлением на факультет почвоведения МГУ.

А вернувшись домой, Рюрик устроился в проектный институт и вместе с отцом занялся обследованием чайных плантаций, многие из которых уже заросли не только сорняками, но и деревьями. Немало лет потратил, чтобы восстановить несколько заброшенных рядков рядом со своей дачей, и теперь собирает с них урожай.

- Он совсем небольшой, до пяти килограммов готового чая за сезон выходит, - рассказывает младший Гутиев. - Килограмма полтора наша семья выпивает, остальные раздаю друзьям и знакомым. Для них это лучший подарок, ведь такого чая в магазине не купишь. Ухаживаю за ним, как за дитем малым. Перегрелся лист, перевялил его, плохо скрутил - все труды насмарку.

В советское время для туристов были организованы чайные церемонии, ставшие альтернативой экскурсиям в винные погреба

Рюрик научился делать зеленый чай так, чтобы настой был прозрачным. В ассортименте желтый и красный - промежуточные по ферментации виды. Летом пьет зеленый и убежден: в жару нет лучшего напитка. А зимой - черный, прошедший максимальную стадию ферментизации. Считает, что, согревая, черный чай одновременно тонизирует и расслабляет. Рассказал, как правильно его заваривать: расход продукта - один-два грамма на человека, заварка насыпается в чистую посуду и заливается водой, слегка не доведенной до кипения. Кстати, в Китае различают 25 видов кипения воды для чая. Всем другим сортам Рюрик предпочитает свой, "Краснодарский", и не теряет надежды, что общими усилиями удастся восстановить заброшенные плантации, дававшие когда-то отменный урожай.

Спасение плантаций

Развал чайных совхозов начался после распада СССР. Игорь Гутиев с печалью рассказывает о событиях последних десятилетий.

- Мы потеряли как минимум 900 гектаров чайных плантаций, - констатирует он. - Ущерб огромный. Ведь по стоимости и трудозатратам один чайный гектар равен 50 гектарам пашни. В России только здесь имеются почвы, пригодные для выращивания чая. В Краснодарском крае, в районе Большого Сочи и в Туапсе, их 2,5 тысячи гектаров, еще примерно 500 - в Адыгее. В Сочи было 1616 гектаров чайных плантаций, сейчас, говорят, осталось 700, половина из которых нуждается в восстановлении, что можно сделать - было бы желание. Ведь закладка новых - процесс дорогостоящий. На гектар нужно 24 тысячи саженцев. Перед этим подготовить почву, шпалеру и ждать восемь лет, пока куст начнет давать урожай.

Гастрономический туризм: В России создадут карту самых вкусных регионов

По его словам, несколько лет назад началось обследование чайных плантаций Сочи. На каждую составлен технический паспорт, в котором в баллах оценено ее состояние.

- Достаточно много мы обнаружили полностью утраченных земель, ушедших под застройку, - продолжает Гутиев. - В прошлом году меня пригласили оценить ущерб, нанесенный уничтожением чайных плантаций в районе села Каштаны в Хостинском районе. Там чайные кусты ушли под застройку. Я посчитал, и выяснилось, что, по самым скромным подсчетам, ущерб составил 135 миллионов рублей. Убежден: застройщик должен возместить эти средства, которые затем будут направлены на закладку новых чайных насаждений. Что касается неэффективных пользователей, у них нужно отбирать землю и передавать ее рачительным хозяевам.

Комментарий

Евгений Крицкий, замначальника отдела растениеводства министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края:

- В Сочи имеется 1203 гектара чаепригодных земель, 788 из которых являются потенциально пригодными для чаеводства. Эксплуатируемая площадь сегодня составляет 415 гектаров. На площади 433 гектара в будущем возможна перезакладка чайных плантаций новыми перспективными сортами. На площади 355 гектаров проводится постепенная реконструкция с последующим переводом в листосборные площади.

Мы планируем собрать в этом году с эксплуатационных площадей 419 тонн чайного листа. Сейчас страда в самом разгаре - уже собрано 105 тонн. Согласно официальной статистике, доля выращенного в России чая занимает всего одну десятую процента отечественного чайного рынка. В год россияне выпивают 100 тысяч тонн готового чая, а готового краснодарского чая (до купажирования) производят около 100 тонн. Поэтому сохранение и эффективное использование почвы, подходящей для выращивания этой культуры, - задача государственной важности. Для ее выполнения на Кубани принята специальная программа, которая последовательно реализуется.

Действительно, в девяностые большая часть чайных плантаций была заброшена. К 2022 году удалось привести в хорошее состояние и восстановить 415 гектаров, а на площади 355 продолжается постепенная реконструкция. Все материалы проверок Россельхознадзором, связанных с неэффективным использованием чайных плантаций, переданы в правоохранительные органы. Поддерживаю Игоря Георгиевича Гутиева и других чаеводов-энтузиастов: если подтвердятся факты, то виновные в уничтожении плантаций должны полностью компенсировать государству причиненный ущерб.

Образ жизни Краснодарский край