19.07.2022 20:01
Культура

Алексей Франдетти утвержден в должности главного режиссера "Ленкома"

Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №156 (8804)
Неделю назад мы сообщили, что театр "Ленком" пригласил Алексея Франдетти на пост главного режиссера. Теперь назначение официально утверждено, и мы говорим с известным постановщиком таких мюзиклов, как "Суини Тодд…", "Онегин", "Кандид", "Эвита", "Казанова", "Микадо", "Стиляги", "Дорогой мистер Смит" о его планах и надеждах.
А пока Алексей Франдетти завершает постановку мюзикла "Обыкновенное чудо" в Петербурге. / Иван Коряковский
Читать на сайте RG.RU

Было ли приглашение театра для вас неожиданным? Случались ли прежде какие-то отношения с "Ленкомом"? Как зрителя, актера, режиссера?

Алексей Франдетти: Профессиональных отношений с этим театром не было. Хотя было уже три предложения сблизиться с "Ленкомом", но каждый раз мы не сходились по срокам, по названию пьесы и т.д. Так что предложение занять пост главного режиссера стало неожиданным, но я его принял. Понял, что мне интересно прийти в этот театр и сказать там свое слово. Осуществить свое видение театра, не разрушая его традиции музыкальных спектаклей с драматическими артистами.

Какие условия вам предложены как главному режиссеру? Я имею в виду структуру будущего руководства - что входит в ваши полномочия?

Алексей Франдетти: Совместное с директором формирование репертуарной политики, возможные дополнения в труппу в связи с поставленными мною задачами и задачами режиссеров, которых мы пригласим. Мы с Марком Варшавером уже составили план на два сезона вперед, определены имена успешных, востребованных режиссеров, которые будут ставить эти спектакли. Естественно, будут премьеры и у меня - первый спектакль выпущу под конец будущего сезона, второй выйдет в середине второго года моей работы в театре. Какие именно, пока не скажу: названия обнародуем на сборе труппы 2 сентября.

Фестиваль "Музыкальное сердце театра" покажет лучшие спектакли страны

После ухода Марка Захарова его "театр-дом" оказался в кризисной ситуации: возникли трения внутри некогда сильной и дружной команды. Как вы собираетесь нормализовать ситуацию?

Алексей Франдетти: Мне кажется, единственный способ нормализовать ситуацию - загрузить театр большим количеством интересной работы. Когда люди много работают, им некогда выяснять отношения. Это для меня главный стимул: с теми, кто хотят и любят работать, мы найдем общий язык вне зависимости от их вероисповедания, убеждений и т.д. С теми же, кто будут искать какие-то причины, чтобы не работать, мы общий язык, естественно, не найдем. Но пока мне кажется, что мы сработаемся.

Этот театр всегда возглавляли крупные личности, мастера, единолично определявшие его репертуар, курс, стиль, сам дух театрального дома: это был театр Берсенева, театр Эфроса, театр Захарова. Теперь театр режиссерский становится директорским: бразды правления Марк Варшавер сохраняет за собой. Как вы надеетесь в этих условиях реализовать свое художественное видение театра, влиять на его курс?

Алексей Франдетти: Так же, как я влияю на художественный курс своего спектакля. Есть режиссеры, которые мне интересны, есть названия, которые мне симпатичны. Я изложил все это Марку Борисовичу и не встретил никакого противодействия. В нескольких фамилиях мы совпали, я получил полную поддержку, и мне кажется, мы смотрим в одном направлении. Надеюсь, так будет и дальше. Вы правильно сказали: это театр личностей, крупных режиссеров и резонансных спектаклей, и мне кажется, что сейчас главная задача, которая стоит передо мной, - сделать с этой труппой несколько спектаклей, наладить с ней диалог и найти общий язык.

"Ленком" ставил рок-оперы, но преимущественно это театр драматический. Ваш конек - мюзикл, и вы как-то сказали, что без музыки не можете, - это язык, на котором вы разговариваете. Собираетесь ли вы менять курс театра в этом направлении?

Алексей Франдетти: Думаю, ничего кардинально меняться не будет. Там по-прежнему будут появляться музыкально-драматические спектакли, которые буду ставить я. А через несколько сезонов, возможно, я рискну поставить и драму с актерами, которых к тому моменту можно будет назвать моими единомышленниками.

Но крен в сторону музыкального театра увеличится?

Алексей Франдетти: С моим приходом - безусловно. Но ведь из трех премьер года только одна - музыкальная, остальные две - драматические. Я бы не назвал это креном.

Вы уже говорили с актерами театра, или все отложено до официального представления труппе в сентябре?

Алексей Франдетти: Официальные контакты начнутся на сборе труппы, а потом я буду в течение двух недель ежедневно встречаться с каждым из артистов - чтобы почувствовать людей. Иногда двухминутный диалог наедине может сказать о человеке больше, чем долгая работа над трехчасовым спектаклем.

Единственный способ вывести театр из кризиса - загрузить интересной работой. Когда люди много работают, им некогда конфликтовать и выяснять отношения

Вы человек креативный и наверняка предложите театру новые для него вызовы. Какие?

Алексей Франдетти: До сентября я бы не хотел говорить о конкретных названиях - боюсь сглазить. Ведутся переговоры с композитором, который мне очень интересен и, надеюсь, создаст музыку для нашего будущего спектакля. Пока мы не ударили по рукам, не могу его назвать, но если это произойдет, ручаюсь, это будет новое слово не только для театра "Ленком".

Каждый из мастеров, возглавлявших этот театр, приводил с собой целую плеяду блестящих артистов. Каждый формировал свою команду. Ожидать ли перемен в труппе на этот раз?

Алексей Франдетти: В чем-то поменять вектор - возможно. Но перемены не будут глобальными: там работают замечательные актеры, и разрушать такой коллектив ни в коем случае нельзя. Я там видел блистательные спектакли - "Варвар и еретик", "Мистификация", "Чайка" и многие другие. Они мне очень дороги. Их играли многие из артистов, которые сегодня составляют труппу. Своих кумиров не прогоняют! Я - за созидание.

Этот театр, как никакой другой, сотрясали потери самых любимых артистов, звездная труппа на глазах усыхала и, в сущности, разрушалась. Она нуждается в серьезном укреплении - разве не так?

Алексей Франдетти: Мне кажется, главной звездой театра должен быть спектакль. Как показал опыт, мои спектакли одинаково успешны и с участием, и без участия звездных артистов. Будут звездные названия - ничто не помешает театру сиять так же ярко, как и прежде.

Будут ли продолжены традиции, заложенные Марком Захаровым? Удастся ли их совместить с тем новым, что вы намерены внести в жизнь театра?

Алексей Франдетти: Среди этих традиций главная - традиция успеха. Я намерен ей следовать: как говорил Олег Павлович Табаков, "Я там, где успех!". Традиция успешного спектакля, традиция своей команды: мои спектакли будут делаться руками сценографов и художников по свету, с которыми мы вместе работали.

Что будет с проектами, уже начатыми вами вне "Ленкома"? С видеоциклом "Нелегкий легкий жанр", например. Как вам удастся совмещать работу в театре с этими проектами?

Алексей Франдетти: Первый сезон "Нелегкого легкого жанра" из 26 программ завершен. Будет и второй сезон, где мы намерены больше говорить об отечественном музыкальном театре - там, надеюсь, появятся и отрывки из спектаклей. Здесь есть проблема: спектакли все еще редко качественно снимают на видео. Хотя это необходимо заранее закладывать в бюджет.

Вы начинали работу над фильмом "Она танцует" по сценарию Григория Каковкина и фронтовым мюзиклом "Счастье мое", к которому уже был выпущен многообещающая трейлер…

Алексей Франдетти: Их не будет. Насколько я знаю, продюсеры не нашли дополнительного финансирования и собирались вернуть Министерству культуры полученный грант.

В Большом театре сыграли три премьеры за один вечер

Но вы сможете целиком отдаться работе в "Ленкоме", или какие-то начатые проекты будут развиваться?

Алексей Франдетти: Когда поступило это предложение, у меня уже было около десятка подписанных контрактов до конца 2023 года. Я обязан их выполнить: где-то уже заказаны декорации и костюмы, где-то уже пишется музыка, все это невозможно отмотать назад. От чего успел отказаться - отказался. Выполнив все обязательства, максимально сфокусируюсь на работе в "Ленкоме".

Можете рассказать о некоторых уже запущенных проектах?

Алексей Франдетти: Театры будут анонсировать их только в начале сезона. Но один уже объявлен: 30 октября выйдет "Обыкновенное чудо" с музыкой Геннадия Гладкова в Петербургском тюзе. Уже шьются костюмы, Нонна Гришаева и Иван Ожогин разучивают партии. Кроме того, вернутся в новой версии "Последние пять лет" в Театре на Таганке. В дни пандемии играть спектакль для 30 зрителей было крайне нерентабельно. Теперь можно играть для полного зала - и очень дорогой всем нам мюзикл вернется на сцену.

Я очень удивлюсь, если вы скажете, что не намечалось никаких проектов с телевидением.

Алексей Франдетти: С телевидением придется немного повременить. Но все же надеемся выйти на второй сезон "Большого мюзикла".

Ключевой вопрос
В день 70-летия Марка Захарова - Александра Захарова и актеры "Ленкома" в праздничном поздравлении. / Федор Савинцев/ ТАСС

Один из самых громких конфликтов развивается вокруг личности народной артистки Александры Захаровой. Как у вас складываются с ней отношения и есть ли надежда сохранить для театра замечательную актрису?

Алексей Франдетти: Она прекрасная характерная актриса. Но я не влезаю в этот конфликт, потому что не в курсе всех деталей, а погружаться в них нет смысла: нужно погружаться в детали предстоящей работы и творчества. Но если Александра Марковна захочет продолжать свою актерскую деятельность, я буду только рад.

Драматический театр