19.07.2022 23:05
Общество

Академик Павел Логачев: Все, что нужно для мегапроекта СКИФ, сделаем в России

Текст:  Александр Емельяненков
Российская газета - Федеральный выпуск: №156 (8804)
В наукограде Кольцово под Новосибирском набирает обороты строительство Центра коллективного пользования СКИФ. Именно здесь появится первый в мире источник синхротронного излучения поколения "четыре плюс" с рекордной для наших дней рабочей энергией - 3 ГэВ.
Сборка частей бустерного синхротрона для СКИФ в Институте ядерной физики в Новосибирске. / РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

Сибирский кольцевой источник фотонов относится к разряду установок mega-science и привлекает к себе повышенное внимание на всех уровнях - местном, региональном, национальном, международном. Поэтому неудивительно, что его не обошли санкции, введенные против нашей страны. В чем это проявилось и как отреагировали наши специалисты, рассказывает директор Института ядерной физики Сибирского отделения РАН академик Павел Логачев.

Заказчиком и застройщиком проекта является Институт катализа Сибирского отделения РАН. А в чем роль ИЯФ и как вы с ней справляетесь?

Павел Логачев: Мы работаем в рамках двух договоров с Институтом катализа, который является для нас заказчиком. Первый договор - это инжекционный комплекс, он включает в себя линейный ускоритель и бустерный синхротрон. По этому контракту изготовление элементов завершено на 80 процентов. И в октябре мы фактически все закроем, за исключением небольшой части оборудования, которое планировали купить в Японии и Европе для того, чтобы просто быстрее все сделать.

Сибирский кольцевой источник фотонов - это фантастические сроки создания. Нигде в мире столь масштабный проект в такие сжатые сроки еще не делали

А это оборудование "тормознули"? И теперь будете искать схему параллельного импорта?

Павел Логачев: Нет. Мы сейчас делаем все это сами. И раньше могли сами такое сделать, но хотели сэкономить время. Даже не деньги, а время. Сейчас мы деньги сэкономим.

"Чешуя" сэкономит энергию микроспутникам

А по времени сдвиг какой ожидается?

Павел Логачев: Не критичный. Ведь это всего лишь элементы, от общего объема изготавливаемого оборудования - проценты. Но займет это год, к концу 2023-го мы все сделаем и включим бустер в работу. То есть в декабре 2023 года в бустере уже должен появиться пучок. И мы пока не видим причин, чтобы этот момент отодвигать.

Сейчас уже развернуто производство основного кольца элементов. Завершается конструирование вакуумной камеры. Магнитные элементы наполовину уже сделаны, примерно третья часть сдана в производство - у нас же, в ИЯФ... Это все оборудование для основного кольца, то есть наш второй контракт. А оба контракта вместе - 12,5 миллиарда рублей. Мы эту цену назвали в 2018 году и с тех пор не меняли...

Вы - изготовитель уникального оборудования. А как дела непосредственно на площадке, у строителей СКИФ? Были сообщения о некоторых задержках, в том числе и с выдачей лицензии на сооружение всего комплекса и составляющих его объектов...

Павел Логачев: Это не моя зона ответственности. Здесь Институт катализа как заказчик и его директор Валерий Иванович Бухтияров имеют свое видение и владеют всей полнотой информации. Но в целом я могу сказать, что сейчас работы организованы с максимальной интенсивностью. И мы надеемся, что к концу 2023 года будет сдано здание под инжектор, а мы сможем инжектор смонтировать и запустить.

А к концу 2024-го надо, чтобы готово было здание основного кольца. Точнее, в середине 2024 года, чтобы мы могли ставить туда синхротрон. Его к тому времени тоже планируем сделать.

В ЦАГИ испытали модель перспективного конвертоплана

Судя по вашим словам, какой-то существенной подвижки по срокам сооружения СКИФ не прогнозируется?

Павел Логачев: Если брать за отсчет самые начальные сроки, еще 2018 года, то есть сдвиг примерно на год.

На фоне таких и подобных проектов разряда mega-science это почти что ничего. Вспомнить, сколько ждали коллайдер NICA в Дубне. А про многократные корректировки графика в международном проекте ITER и говорить не приходится...

Павел Логачев: Пожалуй, да. СКИФ - это фантастические сроки. Нигде в мире такого рода проект в такие сроки еще не делали. А что касается наших собственных обязательств, хочу привести недавний пример. Комплекс ЛИУ-20 - это линейный индукционный ускоритель, который создавался по заказу федерального ядерного центра в Снежинске и уже действует на территории РФЯЦ-ВНИИТФ, мы сдали день в день. Договор, несмотря на все привходящие обстоятельства, мы не продлевали, сдали все вовремя. Начали в 2015 году, а в 2019-м собрали на месте все, что было положено по проекту первой очереди...

Ваше сотрудничество с ядерным центром в Снежинске - предмет отдельного разговора. А здесь хочу спросить: не получится ли так, что СКИФ станет инструментом исключительно внутреннего пользования?

Павел Логачев: Он для того и создается. Это позволит обеспечить российским ученым более комфортные условия для эффективной работы в сравнении с тем, как если бы они работали на лучших установках за рубежом. Там очень большая загрузка и конкуренция.

Это, во-первых. А во-вторых, извините, не все же страны объявили нам бойкот. Есть сейчас и, уверен, станет еще больше стран с высоким уровнем развития науки, которые готовы к сотрудничеству с Россией - Китай, Индия, другие страны Юго-Восточной Азии, не говоря уже об СНГ. Поэтому я не вижу здесь особых проблем.

Ученые получили наночастицы для улучшения диагностики инфаркта и рака

Сказанное вами не отменяет стремления участвовать в международных научных коллаборациях? И не просто участвовать, но укреплять там свои позиции?

Павел Логачев: Там, откуда нас не вышвырнули, - конечно. Это естественно.

А в тех случаях, когда перед российскими учеными опустили шлагбаум, унижаться, чтоб открыли хотя бы в виде исключения, не стоит? Как-то вернуться, зацепиться хоть на птичьих правах...

Павел Логачев: Скажу так, мы всегда отдавали. Российский менталитет тем и знаменит, что мы всегда больше отдаем, чем получаем взамен. Поэтому к нам и тянутся.

Тем временем

Два известия пришли в один день: правительство России выделило дополнительно 5 миллиардов рублей на создание ЦКП "СКИФ", а в Новосибирске состоялась премьера документального фильма "Властелины колец" - о создателях научной мегаустановки и ее предназначении.

В официальном телеграм-канале правительства РФ сказано, что решение увеличить финансирование проекта "связано с уточнением ключевых технических параметров установки". Средства будут перечисляться тремя траншами в 2022-2024 годах. Таким образом, общий объем расходов на создание Сибирского кольцевого источника фотонов составит более 47 миллиардов рублей. Отметим, что изначально строительство ЦКП "СКИФ" оценивалось в 37,1 млрд рублей.

Предполагается, что синхротрон и одна экспериментальная станция будут запущены до 30 декабря 2023 года. Еще через год должны быть введены станции первой очереди в базовом функционале.

Определен и круг задач, которые станут решать на первых шести рабочих станциях. Это, в частности, расшифровка структуры биополимеров, механизмы функционирования живых организмов, передача наследственной информации, механизм действия лекарственных препаратов, создание новых материалов, исследование быстротекущих процессов.

Что известно о российском синхротроне СКИФ
Наука Энергетика Новосибирская область