27.07.2022 04:29
Общество

Почему русские считают князя Владимира святым

Текст:  Мария Городова
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №164 (8812)
Фигура святого князя Владимира, день памяти которого отмечают 28 июля, не один век будоражит мир. Вот и журнал Time в статье о тысячелетии Крещения Руси, саркастически перечисляя грехи князя Владимира, язвит: и такого злодея русские считают святым! Что касается Крещения Руси, то "этот проект" авторы статьи называют коварным ходом претенциозного завоевателя, вознамерившегося затмить Византию.
Памятник Владимиру Великому на Боровицкой площади в Москве (мастерская народного художника РФ Салавата Щербакова, архитектор Василий Данилов). / фото: Сергей Куксин
Читать на сайте RG.RU

К тому, кем был князь, святым или грешником, мы еще вернемся, тем более что житие тут ничего не приукрашивает. Начнем с того, чем же был его выбор веры: расчетом дальновидного политика, решившего создать государство, способное соперничать с Византией, или Божьим касанием?

Для непредвзятого исследователя загадки тут нет: гениальность, пусть и в сфере политики, все равно имеет иррациональную природу, это то, что называют даром предвидения, озарением свыше, интуицией - термин выбирай любой, суть неизменна. А то, что выбор христианства - ход гениальный, ход, который привел к возникновению не просто нового государства, новой культуры, новой цивилизации, - не поспоришь.

Как сказал академик С.С. Аверинцев, "на глазах у изумленной Европы вдруг возникает из варварской страны на краю света держава с мировой культурой, мировой религией. И это сразу ознаменовалось расцветом древнерусской цивилизации". Распространение грамотности, появление летописания, развитие архитектуры, литературы, искусства.

Сравнивая через тысячелетие исходные данные и результаты выбора, сделанного Владимиром, можно констатировать: без вектора под названием "чудо" в этом грандиозном развитии не обошлось, что, впрочем, и расчет не отменяет. Просто чудо тут, как масло на бутерброде, размазано - на десятилетия, века, поэтому, скрываясь за повседневным, оно не столь явно. Так что никакой загадки в том, кем был Владимир - умным, прагматичным, удачливым политиком или человеком, действующим по наитию свыше, нет. Гораздо интереснее понять, как грешник мог стать святым.

Останки духовника царской семьи архиепископа Феофана возвращены в Россию

А помогут нам в этом жития и летописи, подробно расписывающие, насколько святой князь Владимир первую часть своей жизни был не свят. Они честно рассказывают и о женах князя, и о сотнях наложниц. Повествуют и о том, как князь заманил в Киев старшего брата Ярополка и дал его убить.

Не оправдывая Владимира, уточним: Ярополк пошел войной на среднего брата Олега, в результате чего Олег погиб - братоубийства были вполне в духе времени.

Кроме этого Владимиру припоминают историю с полоцкой княжной Рогнедой. Владимир к ней посватался, она оскорбительно - мол, куда лезешь, сын рабыни! - ему отказала. Владимир с войском взял Полоцк, Рогнеду обесчестил на глазах у ее родителей, которых потом убил, ну а на Рогнеде, как и хотел, женился. Есть еще история про христианина Феодора и его сына Иоанна, принесенных в жертву Перуну в честь какой-то победы, - тут, правда, подсуетились жрецы, князь просто не препятствовал.

Выбор, сделанный князем Владимиром, изменил цивилизацию

Перечисляя грехи Владимира, которые мы знаем лучше своих, стоит сказать, что с началом братских междоусобиц юный князь прятался у варягов, а варяги не самые лучшие воспитатели смирения и милосердия. Там один закон: "Либо я, либо меня". Одно право - право сильного.

Программист восстановил лицо жительницы Приамурья из XVII века

Мы не знаем точно, когда именно князь прозрел, увидел свои поступки глазами Бога. Зато абсолютно ясно: прозрение это было искренним, настолько глубинные изменения произошли в его характере и жизни. Очевидно и то, что крещению Владимира предшествовал его личный поиск Бога. При этом князь сначала нашел Бога для себя и только потом предложил свою веру народу.

Конец 80-х годов X века. Византийская империя на краю катастрофы. Поражение в войне с болгарами (986 г.) и мятеж, поднятый Вардой Фокой, объявившим себя императором, вынуждают двух соправителей империи Василия II и Константина VIII обратиться к князю Владимиру за помощью. Киевский князь берется помочь, но взамен требует от императоров руки их сестры Анны. Притязание для правителей империи унизительное, но они вынуждены согласиться - при условии крещения киевского язычника. Владимир к тому времени, считают историки, с выбором веры уже определился и в 988 году предположительно под Киевом принял крещение с новым именем Василий.

Зачем Екатерина II "редактировала" малодушие русских князей во время монголо-татарского нашествия

Шеститысячный корпус князя Владимира прибывает в Константинополь и в пух и прах разбивает мятежников. Однако императоры выполнять свое обещание не спешат. Тогда разгневанный князь выдвигает войско на Корсунь и захватывает город. И тут уж византийцы от греха подальше отдают Анну в жены.

У А.К. Толстого есть дивная поэма "Песнь о походе Владимира на Корсунь". Дивная, потому что чуткость позволила поэту уловить нечто важное в характере князя.

Вот монах (мних) христианин убеждает язычника Владимира в истинности христианства:

Смотрите, здесь не только воинственный характер Владимира, привыкшего все решать силой! Здесь шире - решимость! Горячая готовность отринуть от себя "зверя" и принять Бога. Именно это стало тем рычагом, который позволил совершиться такому невероятному перевороту на 180 градусов: от грешника к святому.

Трижды отказавшийся отрекаться. Что еще мы не знали о Евгении Боткине, враче последнего российского императора и его семьи

Благодать, даруемая во время Таинства Крещения, воздействует на всех. Но от человека зависит, насколько он сумеет этот дар принять и распрощаться с греховным в себе. Насколько глубинно он откроет себя Богу. Как сообщает летописец, услышав евангельские слова "блаженны милостивые, ибо помилованы будут", крестившийся Владимир "повелел всякому нищему приходить на двор княжеский и брать все, что необходимо". Устроив так, князь понимает, что немощным и больным до его двора не добраться, и для таких он велит снаряжать телеги со всем необходимым. Узнав о заповеди "не убий", пытается отменить смертную казнь. "Боюсь греха", - отвечает Владимир на вопрос, почему не казнит разбойников... Буквальное и чистое восприятие христианства, скажут потом об этом богословы.

"Надежда и утешение для каждого из нас - грешного, слабого, порой порывистого в вере, непостоянного в добре, - когда мы видим, что такой же, как мы, человек смог открыть Бога и так глубинно, так потрясающе измениться во всем", - писал митрополит Антоний Сурожский.

"Кремль показался мне дворцом фей, а Москва - большой деревней". Что Дюма-отец писал о России
История Религия