- Двадцать второго июня я вышел из офиса после рабочего дня. Погода была чудесной. Решил воспользоваться кикшерингом и доехать до метро на самокате, - рассказал Александр. - В районе Бурлинского переезда ко мне подошли сотрудники ГИБДД. Попросили предъявить водительское удостоверение. Я удивился. В приложении кикшеринга говорится о том, что права для поездки на самокате не нужны. Но на меня составили протокол и отстранили от управления транспортным средством. А самокат забрали и погрузили на эвакуатор.
Шахаева признали виновным в административном правонарушении по части 1 статьи 12.7 КоАП. По данным "РГ", аналогичные "пятитысячные" штрафы получили уже более сотни жителей Новосибирска.
- У нас имеется экспертиза ЭКЦ ГУ МВД России по Новосибирской области о том, что мощность электросамокатов кикшеринга желто-черного и фиолетового цвета действительно превышает 250 ватт, - объяснила представитель управления ГИБДД России по Новосибирской области Анна Варновская. - А это уже относит их к мототранспортным средствам категории L, для управления которыми необходимы водительские права категории "М" и специальный шлем.
Однако представители кикшеринга утверждают, что мощность их самокатов гораздо ниже и демонстрируют данные другой экспертизы.
- Все наши самокаты изготавливаются производителем по индивидуальному заказу, - рассказал "РГ" сотрудник компании Whoosh Денис Балакирев. -
Их мощность не превышает 250 ватт, номинальная максимальная мощность в режиме длительной нагрузки составляет 143,4 ватт, а скорость системно ограничена 25 километрами в час. Эти характеристики подтверждаются спецификацией и техническим заключением. Аналогичную позицию о том, что для управления самокатом Whoosh водительское удостоверение не требуется, сформулировал и минтранс России.
Экспертиза, на которую ссылается ГИБДД, наказывая пользователей, не может быть основанием для штрафа, поскольку она основана на данных о серийных моделях самокатов, взятых из сети интернет. Реальная экспертиза самокатов Whoosh сотрудниками ГИБДД не проводилась.
По словам прокатчиков, сложившаяся ситуация в Новосибирске уникальна. В других городах отмечались разовые инциденты на подобную тему, которые разрешались после предоставления в ГИБДД подтверждающей документации из сервиса.
Сами же новосибирцы считают, что вся эта борьба с электросамокатами связана с тем, что местные власти до сих не могут найти общего языка с прокатчиками.
А как у соседей?
Экспансия кикшеринга в сибирские города началась со скандалов. Омская мэрия потребовала от прокатчиков в течение семи дней добровольно вынести все электросамокаты за черту территории города. В Новосибирске с прокатчиков начали требовать плату за парковку, а самокаты забирать на штрафстоянку.
И только в Томске городские власти заранее обсудили ситуацию с предпринимателями и разработали универсальный правовой акт, определяющий принципы работы компаний по предоставлению аренды самокатов физическим лицам. В частности, документ предусматривает порядок размещения парковок самокатов на территории города, места для передвижения на них, иные требования и правила эксплуатации средств индивидуальной мобильности
- Самокаты - это экологичный и современный способ передвижения, который востребован в студенческом Томске. И при соблюдении правовой стороны вопроса и принципов безопасности он будет развиваться, - заявили в городской администрации.
Увы, в Новосибирске считают иначе. А в результате страдают обычные горожане, решившие прокатиться по улице на самокате в хорошую погоду. Одни уверяют их, что водительского удостоверения для этого не требуется. А другие штрафуют без предупреждения.