28.07.2022 18:12
Общество

Как найти наиболее эффективное лечебное средство. Интервью с главным врачом ГКБ имени Плетнева Андреем Мищенко

Текст:  Ирина Краснопольская
Российская газета - Федеральный выпуск: №166 (8814)
Прописная истина: здоровье всему голова. О нем говорят бесконечно. Делятся опытом его сохранения, дают самые-самые советы о том, как его, то бишь здоровье, сберечь. Очень хвалят или истово ругают медиков. Знаменитому чеховскому доктору Астрову подобное даже вообразить было невозможно. Астров тут явно не кстати. Жизнь меняется стремительно. Не меняется лишь главный посыл. Об этом говорим сегодня с главным врачом Московской городской клинической больницы имени Плетнева, доктором медицинских наук, профессором Андреем Мищенко.
Андрей Мищенко: С каждым пациентом заключается своего рода социальный договор. / Александр Корольков
Читать на сайте RG.RU

Андрей Владимирович! Больница имени Плетнева - учреждение одновременно и многопрофильное, и специализированное. Что необходимо, чтобы быть главным врачом современного крупного стационара? Ведь функции, обязанности главврача меняются так же стремительно, как и наша жизнь. Или я не права?

Андрей Мищенко: Если смотреть на медицину в целом, то функционал современного специалиста в любой области, будь то главный врач или заведующий отделением (хирургическим, терапевтическим - не имеет значения), претерпел в последние годы кардинальные изменения.

Необходимо координировать все те процессы, которые происходят в стационаре. Это касается и медицинской составляющей, и медицинского и немедицинского снабжения, процесса логистики, документооборота, аналитики… Вплоть до организации питания и уборки. Конечно, в приоритете постоянный контроль за качеством оказания медицинской помощи, анализ проведенных оперативных вмешательств, назначений лекарственных препаратов, разбор осложнений. В общем, все, что происходит ежедневно в больнице.

Больница имени Плетнева, повторюсь, многопрофильная клиника. И одновременно ведущий городской онкостационар. Как совмещение отражается на работе главврача?

"Ни 3D, ни 4D-принтер не удовлетворят потребности в донорских органах". Интервью с Мариной Мининой из ГКБ имени Боткина

Андрей Мищенко: Это очень гармоничное сочетание. У нас сложные пациенты, у которых, помимо основного заболевания, также букет сопутствующих. И, попадая к нам, пациент может рассчитывать на получение помощи по самым разным своим проблемам - сердечно-сосудистым, эндокринным, урологическим. гинекологическим и т.д.

Например, наша кардиослужба выстроена так, что абсолютно при любых сердечно-сосудистых проблемах мы можем оказать всю необходимую лечебно-диагностическую помощь. Начиная от терапевтической и неотложной, и заканчивая реабилитационно-восстановительной. Больные с инфарктом миокарда, с коронарным синдромом попадают к нам по скорой помощи в отделение кардиореанимации, где им оказывается экстренная помощь. Тут же рядом отделение сердечно-сосудистой хирургии, где проводятся все современные внутрисосудистые вмешательства.

У нас есть специальная ангиографическая операционная, позволяющая одновременно проводить открытые и закрытые вмешательства: стентирование и шунтирование при тяжелых поражениях аорты. Оказываем экстренную и терапевтическую помощь при нарушениях мозгового кровообращения, при инсультах, после инсультов. Проводим современные малоинвазивные операции при заболеваниях вен ног. После этого пациент попадает к специалистам кардиологического отделения, где ему назначается поддерживающая терапия. Здесь же лечатся и плановые пациенты с хроническими заболеваниями сердечно-сосудистой системы.

А принцип пациентоцентричности? Звучит красиво. А что это на практике?

Андрей Мищенко: Медицина не какая-то отдельная система, которая развивается по своим отдельным законам. Это глубоко интегрированная в социальную сферу отрасль, которая отвечает на глобальные запросы общества. Меняется социум, меняются и принципы работы медицины. То, что раньше было нормой, сегодня нередко устарело. Пациентоцентричность - изменение взаимоотношений медицинской системы и пациента. Человек, попадая в больницу, проявляет такую же активность по отношению к себе и окружающим. И это нормально! Он желает знать, что с ним происходит, что будет происходить, какие риски появляются и как с ними бороться.

В советские времена мнения пациента никто особо не спрашивал. Он должен был жестко следовать всем инструкциям. А в случае нарушения ему могли отказать в продолжении лечения. Сегодня все иначе! Врач должен объяснить, что будет происходить с пациентом. Причем объяснить на языке ему понятном. Пациент не медик, не врач, не владеет терминологией. И это мы должны ему доступно рассказать, что планируем в плане обследования, лечения или наблюдения. А пациент должен понять, принять и согласиться с этим. Сегодня пациент - активный участник лечебного процесса и своего собственного выздоровления.

А если пациент не соглашается с предложенной тактикой?

Андрей Мищенко: Бывает и так. И мы обязаны предложить ему альтернативные варианты, предупредив о возможных рисках и осложнениях. Пациент вместе с врачом выбирает тот путь, по которому они вместе следуют. При этом, как правило, оба пути примерно сопоставимы по своей эффективности.

Выбор пациента зависит от его психотипа, от привычного стереотипа принятия решений: привык ли он быстро и резко принимать решения, или же выдерживает паузу, долго раздумывает, собирает второе и третье мнение, а потом делает выбор. Важно, чтобы пациент был психологически настроен на выбранную тактику. И тут команда врачей, сестер работает вместе с пациентом, создавая ему наиболее комфортные условия лечения.

Признаюсь, не могу привыкнуть к словосочетанию "маршрутизация пациента". Вы не только главный врач. Вы онколог. Так что такое "клиентские пути"? Насколько сложна маршрутизация онкопациента?

Андрей Мищенко: Система маршрутизации онкопациентов это логичное перенаправление пациента по этапам лечебного процесса с минимальной затратой времени. Разработка таких стандартов сложна чрезвычайно. Подобное не проводилось нигде в мире. Эта программа - перспективное нововведение для всех направлений оказания медпомощи. Рекомендации, протоколы, стандарты диагностики и лечения позволяют пациенту и специалистам максимально точно ориентироваться во всех этапах: от первичной диагностики до получения оперативной помощи, лучевой, химиотерапевтической и восстановительной помощи. Интеллектуальное лидерство здесь за сообществом онкологов, которые создавали эти пути, выстраивали варианты развития, обсуждали, проигрывали все возможные ситуации.

Врач обязан доступно объяснить: какое нужно обследование, лечение или наблюдение. А пациент должен понять, принять и согласиться с этим

И вы лично участвовали в этом процессе…

Андрей Мищенко: Участвовал. Поэтому знаю, что учитывались и взвешивались все за и против на каждом этапе движения пациента по маршруту оказания помощи. Программа согласовывалась с социальными службами Москвы, которые обеспечивают не только информационную поддержку пациентов, но и контролируют реализацию этих путей через специально созданную службу онкопомощника.

Иными словами: информационные технологии ныне во главе организации деятельности медицинской организации?

Академик Петр Глыбочко: Наша задача - снизить количество врачебных ошибок

Андрей Мищенко: Почему ныне? Всегда информационные технологии были во главе любого сложного процесса. Своевременная передача информации без искажений во все времена была залогом успеха и, более того, залогом выживания. Уйдем в века. Взять, скажем, средневековье или первобытнообщинный строй. Если у одного племени возникает проблема, и оно нуждается в помощи соседнего племени, то оно ищет какой-то способ сообщить о себе: разжигает костры, посылает гонцов, трубит в рог. Это информационные технологии тех времен.

Сейчас в медицине объем информации колоссален. Потребность в ее корректной передаче огромна. Ни один бумажный носитель не может адекватно это отразить. Электронные средства передачи информации - это современная система выживания не только в рамках медицины, но и в целом всего общества. Сегодня в онлайн-режиме можно проконтролировать загрузку того или иного лечебного отделения и всей больницы. Быстро получить важную медицинскую информацию о любом пациенте на несколько лет. Сравнить ее с сегодняшними данными, провести онлайн-консультацию с экспертом по любому направлению, Или, например, со специализированным круглосуточным центром критических ситуаций. Это реалии, которые спасают здоровье и жизни.

А научная работа в условиях современного многопрофильного стационара?

Андрей Мищенко: Многопрофильный стационар - это не только решение клинических задач, не только оказание медицинской помощи определенному количеству больных за определенный период времени. Это поле для решения медицинских, образовательных, научных задач. Это системный анализ того, насколько эффективно мы расходуем силы и средства, насколько адекватно их реализовали в конкретной ситуации. Систематизируются данные по группам пациентов и по болезням. Сколько дней провел пациент в стационаре? Какие виды лечения получил? Какое количество осложнений в этой группе больных зафиксировано?

Этот анализ, этот накопленный опыт должен транслироваться для воспитания поколения новых специалистов, начиная от младшего медперсонала и медицинских сестер, и заканчивая врачами разных специализаций. Это создание будущих кадров. Научные исследования бесспорно должны реализовываться и постоянно проводятся на таких мощнейших клинических площадках, как наша больница. Так мы испытываем новые лекарственные препараты, которые прошли предварительную проверку на безопасность и сейчас могут тестироваться на определенных группах больных. Мы внедряем новые хирургические, аппаратные и диагностические технологии, исследуем эффективность сочетания различных методов лечения - лучевых, хирургических, фармакологических. С чего начать, в каком соотношении их применять? Какой это даст результат? Как обеспечить максимально долгую и полноценную жизнь даже после такого серьезного диагноза, как онкозаболевание?

Главная цель - найти наиболее эффективное лечебное средство. Проводится системный анализ использования таких методов. Эти данные интегрируются в клинические рекомендации и рутинную практику.

И в этом процессе никак не обойтись без партнерства с пациентом…

Андрей Мищенко: Оно совершенно необходимо! Без него все теряет смысл. Надо быть предельно внимательными к своему здоровью. Сейчас, когда снижается острота ситуации в связи с коронавирусной инфекцией, намечается тенденция и к снижению внимания к своему здоровью. Но разве заботиться о собственном организме нужно только в период эпидемии? Не будьте равнодушны к себе, к своим близким! Проходите диспансеризацию. Вовремя выявляйте проблемы. Берегите себя!

Визитная карточка

Андрей Владимирович Мищенко родился в 1974 году в городе Бикине Хабаровского края. С серебряной медалью окончил среднюю школу. В 1997 году окончил Санкт-Петербургскую военно-медицинскую академию. Затем служба в вооруженных силах в Уральском военном округе. Участник контртеррористической операции в Чечне в качестве хирурга полевого госпиталя. Удостоен ордена Мужества.

В 2003 году защита кандидатской и в 2010 году докторской диссертаций по лучевой диагностике онкозаболеваний. В 2011 году стал руководителем отделения лучевой диагностики в НИИ онкологии имени Петрова. А в 2019 - заместителем главного врача московской онкобольницы № 1. С сентября 2021 года главный врач московской больницы имени Плетнева. Доктор медицинских наук, профессор.

Жена экономист. Сын и дочь школьники.

Здоровье