28.07.2022 06:05
Авто

Новые мосты через Москву-реку становятся визитной карточкой столицы

Текст:  Любовь Проценко
Российская газета - Спецвыпуск: Развитие Москвы №165 (8813)
Ситуация на дорогах столицы, территория которой разделена почти пополам Москвой-рекой, да еще и множеством ее притоков и каналов, во многом зависит от связанности районов. Если связок недостаточно, каждая из них в любой момент может стать "узким горлышком" и причиной множества пробок.
Длина нового арочного моста над Москвой-рекой в районе Печатники составит 335 метров. / troi.mos.ru
Читать на сайте RG.RU

Впрочем, москвичи это знают по собственному опыту, хотя в городе насчитывается около 500 различных мостов. Вот почему сооружению все новых и новых переправ московские власти в рамках дорожного строительства все последнее десятилетие уделяют особое внимание. Где в ближайшие годы появятся новые мосты и какие проблемы они решат для москвичей, выяснял корреспондент "РГ".

Впереди - финальные 24 метра

Если смотреть снизу, то кажется, что две половинки этого моста над Москвой-рекой вот-вот соединятся: между ними не хватает лишь узенькой полоски металла. По лесенке поднимаемся наверх - подъезд к новой переправе расположен на высоте соседних пятиэтажек улицы Шоссейной, что в районе Печатники. Переходим на мост и оказывается: нет, разрыв над водной гладью еще не перепрыгнешь.

"Для замыкания не хватает двух панелей, а это 24 метра", - рассказывает Константин Малков, советник отдела контроля на строительстве искусственных сооружений управления дорожно-мостового строительства - дочерней структуры депстроя Москвы. К их укладке, по его словам, строители смогут приступить не раньше ноября. Краны, которым предстоит поднять недостающие пролеты, не должны мешать судоходству. Вот встанут корабли на зимний прикол, тогда работы и возобновятся. Арочный автомобильный мост от Курьяновского бульвара до улицы Кантемировской надежно свяжет два берега Москвы-реки. Длиной он - 335 метров, четыре полосы движения в одну сторону, четыре полосы - в другую.

Новый мост - часть самого сложного - южного - участка строящейся Юго-Восточной хорды, так охарактеризовал его мэр Москвы Сергей Собянин, побывав недавно на этой стройке.

Москвичи и жители Подмосковья поедут по скоростному диаметру бесплатно

"Это три развязки, которые объединяют Курьяновскую набережную, Каширское шоссе и улицу Каспийская, - написал глава города в своем персональном блоге. - Казалось бы, всего восемь километров прямого хода, но три из них проходят по огромным эстакадам. Плюс там есть прилегающая дорожная сеть. Все это - часть серьезного проекта, в том числе большой мост через Москву-реку".

Пустить движение по новому мосту по контракту должны в декабре 2023 года, но, судя по темпам работ, говорит Константин Малков, есть возможность сделать это раньше - в сентябре будущего года: "Ежедневно работают до 500 человек. Зимой и летом, в любую погоду".

"Строим вместе с мостом еще семь эстакад, две из которых - основного хода и пять - съезды на Каширское шоссе и Курьяновскую набережную, - отметил руководитель департамента строительства Москвы Рафик Загрутдинов. - Сам мост готов уже на 78 процентов".

Руководитель департамента строительства Москвы Рафик Загрутдинов инспектирует строительство Северо-Восточной хорды. / Олеся Курпяева

Запуск этого участка улучшит транспортную доступность жителям районов Москворечье-Сабурово, Печатники, Марьино, Люблино и Орехово-Борисово Северное. Им больше не придется ездить друг к другу в гости через МКАД, Третье транспортное кольцо или в лучшем случае через Марьино по Братеевскому мосту, наматывая десятки лишних километров. Причем делают это сейчас не только владельцы легковых авто, но и грузовых фур - в зоне строительства полно складов компании "Царицынские колбасы", овощебаз, холодильников и т.д. Прямой выезд на радиальную трассу увеличит пропускную способность и существующих магистралей этой части города - Каширского шоссе, улиц Люблинской, Донецкой и Каспийской.

Сооружению новых переправ московские власти в рамках дорожного строительства все последнее десятилетие уделяют особое внимание

На другом участке Юго-Восточной хорды сооружается еще один мост - через реку Битцу - в ходе строительства от МКАД до автодорожной магистрали Солнцево - Бутово - Варшавское шоссе. Окончание работ там также запланировано на четвертый квартал 2023 года. В целом же от этой трассы выигрывают не только территории, по которым она проходит. Соединенная с Северо-Восточной хордой, трасса образует Московский скоростной диаметр - бессветофорную магистраль столицы, которая пройдет от Симферопольского шоссе до платной магистрали Москва - Санкт-Петербург с ответвлением на строящуюся дорогу М-12 Москва - Казань, минуя центр. Проехать по ней через весь город можно будет всего за 40 минут. По значимости для столицы эксперты сравнивают Московский скоростной диаметр с МКАД. Первая его часть - Северо-Восточная хорда - готова уже на 80 процентов, вторая - Юго-Восточная хорда - построена почти наполовину. "Объединенная трасса будет готова в 2023 году", - пообещал Сергей Собянин.

К этому же времени появится и мост через затон Новинки, который соединит бывшую промзону "ЗИЛ" с близлежащими районами и разгрузит местные дороги. 615-метровое сооружение будет иметь по две полосы движения в каждую сторону и пешеходную часть. Вместе с ним построят конечную станцию для городского транспорта, разворотную площадку и больше километра новых дорог. Район бывшего автогиганта активно застраивается. С каждым днем в нем все больше жилых домов, начинают зеленеть новые парковые зоны, развиваются общественные пространства и места для отдыха горожан. Новым кварталам как воздух нужны новые трассы.

Строительство скоростного диаметра идет без снижения темпов

А вот по трем новым мостам москвичи поедут уже в самое ближайшее время. Два из них - через Яузу и Лихоборку, строящиеся на Северо-Восточной хорде между Ярославским и Дмитровским шоссе, строители обещают ввести в эксплуатацию в третьем квартале этого года. Примерно в это же время на Яузе пустят еще один мост, возведенный в ходе реконструкции улицы Краснобогатырской. Таким образом, практически на выходе сейчас сразу шесть новых переправ.

Парус надежды

Как рассказал "РГ" руководитель департамента строительства Москвы Рафик Загрутдинов, в Москомархитектуре в проработке сейчас находятся еще четыре автомобильных моста. Два из них будут построены в активно развивающемся районе Хорошево-Мневники.

Первый, связывающий Мневниковскую пойму с улицей Мясищева, уже проектируется и ориентировочно в январе 2023 года начнет строиться. Это будет металлическая арочная конструкция длиной 276 метров с четырьмя полосами движения для машин - по две в каждую сторону - и пешеходной зоной. Построить мост планируется во втором квартале 2025 года. Новая дорога возьмет на себя часть транспортного потока с Северо-Западной хорды. Второй мост в этом районе длиной 310 метров, который выйдет на Новозаводскую улицу, также уже проектируется. Внешне он будет напоминать огромный парус.

"У него планируется один пилон и небольшая для таких пролетов высота, а каркас, который держит полотно дороги, вообще не имеет аналогов в мире. Конструкция символизирует образ парусного судна, движущегося от берега одного района к другому", - поделился подробностями Сергей Кузнецов.

Новые стройки и проекты - продолжение уже проделанной большой работы: с 2011 по 2021 год построено и реконструировано 19 автомобильных мостов через Москву-реку и ее притоки

Третий шестиполосный мост появится также на северо-западе Москвы, неподалеку от Шелепихинского моста, что позволит лучше распределить нагрузку на автодорожную инфраструктуру. Расположенный в створе Берегового проезда, он соединит районы Филевский парк и Шелепиха. Решение об очередности и сроках строительства этих двух мостов будет принято после того, как "Мосгосэкспертиза" утвердит их проектно-сметную документацию.

19 новых мостов: поехали!

Новые стройки и проекты - продолжение уже проделанной в городе за последние одиннадцать лет большой работы. За это время - с 2011 по 2021 год - построено и реконструировано 19 автомобильных мостов через Москву-реку и ее притоки Сходню и Сетунь.

"Это позволило значительно разгрузить Дмитровское, Рублевское, Можайское, Звенигородское и Ленинградское шоссе, а также проспект Маршала Жукова, улучшив тем самым качество жизни примерно 2,5 миллиона горожан", - рассказал руководитель департамента строительства Москвы Рафик Загрутдинов. Причем семь из этих переправ попали в десятку наиболее масштабных и значимых для города построек. В частности, мост через канал имени Москвы, возведенный в рамках реконструкции Ленинградского шоссе от МКАД до станции метро "Сокол", увеличил пропускную способность Ленинградки и распределил транспортные потоки за счет обустроенного направленного съезда на эстакаду в сторону МКАД.

Уникальный Живописный мост - один из знаковых символов современной Москвы. / Сергей Михеев

Новый мост через реку Сходню в Зеленограде сделал для жителей этого округа более комфортным проезд по Центральному проспекту, Солнечной аллее и проспекту Генерала Алексеева. А открытие движения по новому Крылатскому мосту через Москву-реку избавило москвичей от проблемных мест на участке Северо-Западной хорды и улучшило сообщение в районах Хорошево-Мневники, Крылатское, Кунцево и Филевский Парк. Новый мост стал дублером старого Крылатского моста, построенного в первой половине 1980-х годов. Автомобили сейчас там едут по трем полосам в одном направлении по каждому мосту.

На Северо-Западной хорде возведен также Балочный мост через шлюз N 9 канала имени Москвы, соединивший улицы Народного Ополчения и Нижние Мневники. Он ликвидировал последнее "узкое горлышко" на этой магистрали и улучшил транспортное обслуживание жителей Хорошево-Мневников, Крылатского, Кунцева, Филевского Парка, Фили-Давыдкова и Строгина. Старый шлюзовой мост, расположенный в 200 метрах от Балочного, сохранен и используется для выезда на Карамышевскую набережную и Звенигородское шоссе, в том числе и на Северо-Западную хорду.

Мост через Кожуховский затон Москвы-реки связал Нагатинскую пойму со 2-м Южнопортовым проездом и обеспечил удобный проезд к парку развлечений "Остров мечты" и Южному речному вокзалу из района Печатники. Благодаря ему на юге столицы появилась новая поперечная связь между районами Нагатинский Затон, Печатники и Южнопортовый. Создан также удобный подъезд к станциям метро "Технопарк" и "Кожуховская". Кроме того, появление в этих районах альтернативных маршрутов частично разгрузило проспект Андропова.

В Москве начался капитальный ремонт путепровода Волгоградский МКАД

Целых пять мостов построено через реки Сосенки, Десну и Пахру в рамках реконструкции дороги А-130 от МКАД до ЦКАД, три моста - через Сетунь в ходе строительства участков Северо-Западной хорды в районе улицы Вяземской и Аминьевского шоссе, переправа через Лихоборку при прокладке Северо-Восточной хорды в районе улицы Фестивальной до Дмитровского шоссе...

Все эти мосты - очень нужные и важные для города - носили в основном чисто утилитарный характер - сделать движение на дорогах Москвы более свободным, вызволить город из пробок, в которых москвичи часами сидели к 2010 году по дороге на работу и обратно домой. И этого городским властям удалось добиться.

Сейчас же , по словам Рафика Загрутдинова, они ставят задачу уже не просто строить переправы с берега на берег, а стремиться к тому, чтобы каждый новый мост становился украшением города, его визитной карточкой.

Дороги Инфраструктура Москва