- Мера новая, мы ее впервые приняли в этом году. Города-победители в течение 2023-го смогут на федеральные средства разработать единый дизайн в туристических центрах, обновить в соответствии с ним вывески, навигацию, создать инклюзивную среду, - сообщила глава Ростуризма Зарина Догузова.
Один из древнейших городов России - Дербент в последние годы пользуется огромной популярностью у приезжающих в Дагестан туристов. Согласно приблизительным оценкам, в 2021 году город посетили около полумиллиона человек.
Чем известен Дербент? В первую очередь крепостью Нарын-Кала, построенной в VI веке. А также самой старой мечетью России, возведенной в 734 году. Здание имеет историческую ценность и является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. В 1722 году в Дербент приезжал император Петр I, совершавший в это время персидский поход. На месте стоянки российского государя сейчас расположен музейный комплекс "Домик Петра I".
Что предполагается сделать благодаря полученному гранту? В Дербенте уже разработали дизайн-код - единые правила, определяющие допустимые размеры и границы нахождения рекламных вывесок. Муниципалитет постепенно избавляется от режущих глаз рекламных щитов и больших растяжек на улицах и домах. Часть средств пойдет на замену, согласно дизайн-коду города, вывесок на фасадах торговых объектов.
"Кроме того, подлежат замене и обновлению знаки туристической навигации. Также будет сделана ночная подсветка исторических зданий. На окна старых домов установим маркизы, по всему городу появятся малые архитектурные формы и фотозоны", - рассказали корреспонденту "РГ" в пресс-службе мэрии Дербента.
Каждый турист, приезжающий в город, непременно посещает его старую часть, где расположены так называемые магалы - древние кварталы. Всего в Дербенте их девять. Все находятся рядом с цитаделью Нарын-Кала. Узкие и извилистые улочки сохранились до наших дней практически в первозданном виде. Архитектура и планировка здесь не менялись со средних веков. Поэтому магалы тоже вошли в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Но их состояние со временем стало оставлять желать лучшего. Поэтому местные власти решили в первую очередь привести в порядок эту часть города.
Три года назад Дербент стал победителем Всероссийского конкурса лучших проектов в сфере создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях и получил грант в размере 50 миллионов рублей. Из городского бюджета добавили около пяти миллионов, еще 11 миллионов - на разработку проектно-сметной документации - предоставили частные инвесторы.
В магалах пришлось заменить несколько километров инженерных сетей. Под землю перенесли электрические провода, смонтировали новое освещение, обустроили старинные лестничные площадки. Благоустройство исторической части города находится на стадии завершения, сообщили в мэрии.
Активно вкладывают средства в туристическую инфраструктуру и инвесторы. В июле в Дербенте при финансовой поддержке одного из банков страны открылся крупнейший в Дагестане мультимедийный фонтан.
Объект претендует сразу на несколько рекордов. Он самый большой по площади среди отечественных фонтанов - занимает пять тысяч квадратных метров, он обладает самым масштабным водным лабиринтом. Фонтан оснащен водным экраном, на котором транслируют светомузыкальное шоу и различные видеоизображения. У него более двух тысяч форсунок и полторы тысячи прожекторов. Струи воды способны создавать в воздухе рисунки, подобные фейерверкам.
Техническое оборудование располагается в огромном подземном помещении. Здесь планируют организовывать экскурсии, чтобы посетители могли посмотреть, как работает столь сложное сооружение.
Приток туристов в Дербент настолько велик, что на участке федеральной автодороги, связывающей город с Махачкалой, начали образовываться большие пробки. Частично это связано с тем, что на автотрассе начата капитальная реконструкция с расширением полос. В минтрансе Дагестана рассказали, что, по сравнению с прошлым летом, поток в данном направлении вырос почти в полтора раза.
Из Махачкалы в Дербент можно добраться и на электричках, которые ходят четыре раза в день. Но четыре вагона перестали справляться с наплывом гостей. Компания "РЖД" пошла навстречу властям республики, и теперь электрички состоят из шести вагонов.
"Такие составы обеспечат должный уровень комфорта для пассажиров. Однако для реализации проекта пришлось подготовить соответствующую инфраструктуру в депо Дербента, а также собрать и передислоцировать состав из депо Минеральных Вод в Дербент", - рассказали в пресс-службе минтранса РД. Первые электрички с шестью вагонами тронутся с махачкалинского вокзала уже на этой неделе.