Катамараны на выбор
- Мы к следующему сезону уже формируем для себя задачи, чтобы не было такой ситуации, что дачники не могут поехать на свои участки, а туристы - прокатиться по Волге, потому что у нас дефицит судов и маршрутов. Планируем привлечь компании, которые этим занимаются профессионально, чтобы и жители города чувствовали себя спокойно и уверенно, и туристы получали удовольствие, посещая Ярославскую область, - заявил врио губернатора региона Михаил Евраев, побывав в новом эллинге компании "Паритет-Центр", где сейчас строят электрический пассажирский катамаран проекта "Looker 1100".
До этого проекта предприятие 20 лет специализировалось на выпуске небольших прогулочных яхт и дизайнерских катеров с прозрачным дном, которые можно встретить во многих уголках мира, но в 2019 году, реализуя соглашение с правительством Ярославской области, заключенное на ПМЭФ, компания начала строить новую верфь с двумя эллингами для изготовления судов гражданского и специального назначения длиной до 35 метров. Катамаран "Looker 1100" - первенец новой верфи. Красавец будет длиной 32 метра, вместимостью 130 человек в главном салоне и 130 - на открытых палубах и способностью развивать скорость до 40 километров в час.
Правда, работать судно будет, увы, совсем в другом регионе: его заказала для эксплуатации в Нижнем Новгороде судоходная компания и оператор речных круизов "ВодоходЪ". По словам соучредителя "Паритет-Центра" Александра Лукьянова, существует рамочное соглашение с заказчиком о строительстве еще пяти таких катамаранов. Где они будут использоваться, судостроители пока не знают.
Примечательно, что скоростные пассажирские катамараны с динамической разгрузкой подводными крыльями строятся сейчас и на рыбинском судостроительном заводе "Вымпел". В начале августа здесь состоялась закладка второго судна проекта HSC150B (первое заложили в мае): длина этих катамаранов - 36,7 метра, вместимость - около 150 пассажиров и скорость - 60 километров в час. Однако они после спуска на воду отправятся еще дальше - на Байкал. Трехсторонний договор о строительстве двух судов катамаранного типа в декабре 2021 года подписали ССЗ "Вымпел", Восточно-Сибирское речное пароходство и одна из столичных компаний, а строятся корабли в кооперации с судостроительными предприятиями Иркутска.
Эти суда, пояснили на предприятии, предназначены для скоростных пассажирских перевозок на магистральных речных и озерных линиях. Причем малая осадка существенно расширяет географию пассажирских перевозок, а особенность крыльевого устройства дает возможность производить безопасную посадку и высадку пассажиров на необорудованный берег. Представитель заказчика Елена Летунова сообщила, что постройка этих катамаранов позволит возобновить исторически существовавшие рейсы в Нижнеангарск, Северобайкальск, будут связаны два региона - Иркутская область и Республика Бурятия.
Нужны другие скорости
А что же Ярославская область? Ярославцы, читая эти новости, пока облизываются. К их услугам сейчас пассажирский флот еще советских годов выпуска: теплоходы "Москва", "Московский-7", единственный на всей Волге (до Казани) "Метеор-218", старенькая "Мошка" (МО-513), связывающая Юршинский остров с рыбинским микрорайоном Переборы, да еще пара небольших теплоходов, один из которых работает на переправе в Тутаеве, а второй, приобретенный туристско-информационным центром Рыбинска в 2021 году, используется как прогулочный. К примеру, самый молодой из имеющихся в Ярославле речных трамвайчиков "Москва", как рассказали в речном порту, был выпущен в 1988 году, самый старый - в 1981-м. И хотя эксплуатационный ресурс у них большой, развиваемых ими скоростей для пригородных перевозок маловато.
- Теплоходы типа "Москва" еще не один десяток лет проходят, они достаточно крепкие, тем более что мы их всегда модернизируем, - объясняет руководитель направления "Пассажирские перевозки" Ярославского речного порта Андрей Жальнин. - Эти речные трамвайчики, как их называют, хороши для внутригородских линий и экскурсионных целей. Лучше этого теплохода пока ничего не придумано, если учитывать его пассажировместимость и управление. А вот на пригороде нужны, конечно, другие скорости. "Москва" - это всего 20-22 километра в час, для пригородных линий этого недостаточно.
По словам представителя порта, единственный скоростной "Метеор", который курсирует между Ярославлем и отдаленным райцентром Брейтово раз в день туда и обратно, иногда не вмещает всех пассажиров. На судне 123 места, 90 из них обычно занимают пассажиры в областном центре, а остальные места резервируются для Тутаева и Рыбинска. Поскольку по воде добираться до Брейтова намного удобнее, чем по суше, поездки на "Метеоре" пользуются большим спросом.
- В Центральном конструкторском бюро имени Алексеева в Чкаловске Нижегородской области строят теплоходы "Валдай" на подводных крыльях. Они 45-местные, уже построено 17 единиц. Власти Чувашии взяли в лизинг четыре таких теплохода, передали их в управление оператору - Чебоксарскому речному порту, и эти суда, развивающие скорость до 65 километров в час, работают у них на пригородных линиях, - привел пример обновления регионального пассажирского флота Андрей Жальнин. По его мнению, сокращение времени, которое пассажир тратит в пути, приведет к еще большему интересу к речным перевозкам и росту пассажиропотока. Что потенциально выгодно для всех.
Кстати, в этом году и на "Москву" в Ярославле подчас образуются очереди: на этих теплоходах помимо дачников часто катаются приезжающие в город туристы. Чтобы удовлетворить спрос на поездки, к примеру, по ярославскому внутригородскому маршруту до Толгского монастыря, на некоторых наиболее востребованных рейсах речники даже задействуют дополнительный теплоход.
Построят причалы
Как в регионе планируют увеличивать количество речных пассажирских судов, власти пока не озвучивают. Однако, по словам соучредителя компании "Паритет-Центр" Александра Лукьянова, у главы Ярославской области есть идея привлечь на территорию "ВодоходЪ" - на тех же принципах, на которых компания собирается в будущем эксплуатировать в Нижнем Новгороде строящийся в Ярославле электрокатамаран. Если первое судно точно уйдет в Нижний, то какое-то из последующих могло бы в случае положительного решения остаться в столице Золотого кольца.
- На конец августа уже запланирована встреча на эту тему. "ВодоходЪ" будет поднимать вопросы технического присоединения, то есть зарядных станций в районе набережной, места для отстоя, ремонта, обслуживания этого судна. Кроме того, будут изучаться данные по турпотоку - прогнозы и цифры на данный момент. Они же выбирают места с наибольшим туристическим потоком. Насколько этот поток в Ярославле для "Водохода" окажется привлекательным, зависит от статистики, - говорит Александр Лукьянов.
Но если с флотом все пока достаточно неопределенно, то с причальной инфраструктурой вопрос практически решен. По информации правительства области, правительственная комиссия по региональному развитию в РФ одобрила заявку региона на получение инфраструктурного бюджетного кредита для реализации инвестпроекта "Ярославия. Города у воды". Речь идет о 835 миллионах рублей. На эти деньги будут строиться причалы и причальная инфраструктура у городов, расположенных на Волге, а также в районах реализации крупных строительных и туристических проектов. В частности, в планах - строительство марины для маломерных судов в Угличе, причала и марины, совмещенной с причалом в Брейтове, обустройство причалов, реконструкция и капремонт инженерных коммуникаций, строительство марины на левом берегу Тутаева, сооружение причала и марины, проектирование и строительство инженерных коммуникаций в Пошехонье.
Однако, по словам речников, в замене давно нуждаются и используемые плавучие причалы. К примеру, на внутригородских и пригородных ярославских маршрутах теплоходы с этого года к остановкам подходят просто носом в берег, потому что причалы не соответствуют требованиям Российского речного регистра. Для этого береговые линии в местах остановок пришлось немного "подкопать", а один остановочный пункт - Свободный Труд - на маршруте до Толги вообще из расписания убрать, поскольку там берег каменистый и "подкапыванию" не поддается.
- Мы нашли проект бескомандного плавучего причала, соответствующего всем современным требованиям. Стоимость объекта - восемь миллионов рублей, - рассказал Андрей Жальнин. - Но на внутригородских линиях такие оборудованные причалы, конечно, должны быть. Хотя бы с Толги желательно начать. Потому что туда приезжает очень много гостей, там проходит крестный ход, и теплоход, причаливающий носом в берег, - это неудобно.
Кстати
По данным департамента туризма Ярославской области, в первом полугодии 2022 года регион посетили около 640 тысяч ночующих туристов. По сравнению с тем же периодом прошлого года этот показатель вырос на 60 процентов. На 23 процента увеличилось количество посещений мест туристического показа, достигнув почти 2,7 миллиона раз.