16.08.2022 11:41
Культура

Эксперты: Мастерам народных промыслов недостает современных навыков

Текст:  Алексей Стригин (СЗФО)
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №180 (8828)
Правительство России направило дополнительно 500 миллионов рублей на поддержку предприятий народных художественных промыслов. Соответствующее распоряжение подписал премьер-министр РФ Михаил Мишустин. А немного раньше президент подписал указ об установлении Дня народных промыслов, который будут отмечать в предпоследнее воскресенье июня.
Мастерам важно передать свои знания ученикам. / Алексей Стригин/РГ
Читать на сайте RG.RU

Корреспондент "РГ" обратился к экспертам с целью выяснить, а как сейчас обстоят дела в отрасли и какой именно поддержки ждут мастера, когда окончится 2022-й - официальный Год народных промыслов?

Согласно исследованию ВШЭ, проведенному в прошлом году, объем ремесленного сектора в мире оценивается от 400 до 700 миллиардов долларов. Сегмент декоративно-прикладного искусства, куда входят народно-художественные промыслы (НХП) - в 40 миллиардов. В ковидные годы отрасль значительно пострадала - аналитики оценивают потери в 50 процентов оборота. И несмотря на то, что НХП в нашей стране остались в стороне от мировых тенденций (в 2020 году она просела "всего" на 20 процентов до 6,7 миллиарда рублей), аналитики говорят об определенном застое в ней. Причины очевидны - сокращение турпотока и снижение доходов населения. Помимо снижения спроса, деструктивными оказываются и внутренние факторы, тормозящие развитие, - устаревшее оборудование, разобщенность мастеров, а значит, и логистики, упрощение традиционных технологий. В 2019 году, по подсчетам ассоциации "Народные художественные промыслы России", более 60 процентов производителей НХП были убыточными или низкорентабельными.

Чтобы как-то поддержать мастеров, еще в 2021 году отрасль была признана одной из наиболее пострадавших от ковида и смогла получить поддержку от государства в размере 500 миллионов рублей, в первой половине 2022 года уже было направлено 600 миллионов рублей, сейчас 500 миллионов. Однако, полагают эксперты, одних только денег мало, нужна помощь и в продвижении.

- Условия для этого сейчас подходящие - усилился поток внутреннего туризма и интерес к российской культуре. Товары народных промыслов органично вписываются в концепцию сувениров из поездки, эстетику ретростиля в интерьере и гардеробе. Остается только найти им свою целевую аудиторию при грамотном подборе каналов коммуникации, - поясняет Инна Анисимова, генеральный директор коммуникационного агентства PR Partner.

Михаил Мишустин пообещал дополнительные средства на народные промыслы

Сами же мастера уверяют, что проблема гораздо глубже - создавать и продавать должны разные люди.

- Ремесленники не обучаются, они творцы, и им необходимы продюсеры или стратегические менеджеры. Кто найдет каналы сбыта продукта, выведет их на новый уровень. Но, к сожалению, не все это понимают и просто занимаются ремеслом для того, чтобы выжить, а не получить прибыль - сетует Елена Мальцева из "Кузнечного домика Мальцевых".

Тут и возникает главное противоречие профессии - либо быть ближе к корням, к региону, где зародился тот или иной вид народного творчества, либо отправиться ближе к основным рынкам сбыта, в столицы, где проживает основное платежеспособное население. Обратного движения не происходит - мастера из больших городов не едут в малые, добавляет Мальцева и поясняет: выживать мастерам помогает кооперация, хотя бы - для совместной закупки материалов.

Другой вопрос - как сделать изделия НХП соответствующими запросам современных покупателей? Ведь одно дело, когда условное коромысло сделано по уникальной технологии, которая не менялась несколько сотен лет, другое дело - как это коромысло использовать.

Мастерам фактически нужно освоить навыки рыночной акробатики — как не потерять лицо и вписать свою продукцию в современный быт

- Основная проблема народных промыслов в продвижении, по моим наблюдениям, это отсутствие современного дизайна, гибкости авторов, нежелание адаптироваться к спросу покупателей, дороговизна за устаревший дизайн и невозможность использования в быту, - поясняет Марина Кокорина, основатель женского делового сообщества "Леди-Бизнес. Чехов". - Современные покупатели стараются сейчас покупать вещи практичные, недорогие, которые не требуют специального ухода.

Мастерам (или их маркетологам) фактически нужно освоить навыки рыночной акробатики - как не потерять лицо и не слишком упростить технологию и вписать свою продукцию в современный быт. Соломоновым решением здесь было бы сотрудничество мастеров НХП с современными компаниями. Такие примеры на российском рынке уже есть.

В этом деле, уверяют эксперты, помогли бы школы народных промыслов, с помощью которых можно не только передавать секреты профессии, но обучать продаже результатов своего труда. Причем открывать такие учебные заведения можно было бы не только в больших городах, а наоборот - именно в столицах "народных промыслов". Впрочем, нельзя сказать, что такая работа не идет, - еще в 2017 году Минпромторгом РФ был инициирован проект, направленный на поддержку городов и сельских территорий, которые являются хранителями производственных и культурных традиций через развитие кластеров креативных индустрий на основе НХП. В сущности, поясняется в исследовании ВШЭ, "федеральный проект ТЕТРА представляет собой комплексный механизм поддержки населенных пунктов с численностью менее 100 тысяч человек, в которых развиваются традиционные НХП".

Мнение

Таира Фогельсон, культуролог:

- Основная проблема продвижения народных промыслов состоит в отсутствии их адаптации на потребительском рынке. Многие товары народных промыслов не знакомы потребителю вне территории, где осуществляется их создание или производство. Недостаточно проработана концепция культурного наследия, а ведь народные промыслы - это нематериальные ценности, которые со временем будут иметь внушительную стоимость. России нужны новые культурные бренды, настолько успешные, как это удалось оренбургским пуховым платкам или гжели. В этом могут помочь индустрия моды при создании коллекций одежды с элементами народного творчества, музеи - при продвижении истории русской повседневности, индустрия туризма - при создании этнотерриторий с элементами народных промыслов, а также промышленности - при создании потребительских товаров, несущих ценности культуры народов России.

Кстати

В 2012 году создатели дизайнерского бюро Company в Финляндии запустили собственный проект Secrets of Russia, посвященный русским народным промыслам. Дизайнеры учились у старых мастеров, а затем создавали дизайн собственных изделий на основе полученного и тут же запускали их в производство. Цены на их изделия были от 15 до 600 евро, но они не остановили покупателей, которые раскупили их все.

Народные промыслы Малый бизнес Мурманская область Архангельская область Вологодская область Калининградская область Карелия Ленинградская область Ненецкий АО Новгородская область Псковская область Республика Коми Санкт-Петербург