Его мощному джипу такой путь был бы нипочем. Но парень решил не искать легких путей и купил себе для этой поездки осенью 2021 года через сайт объявлений зеленую "копейку" за 38 тысяч рублей, выпущенную в 1976 году. В машину, которая была на 15 лет старше водителя, он вложил еще 80 тысяч, чтобы "старушка" стала пободрее.
Погружение в историю
- Я принципиально хотел поехать во Владивосток на любом советском автомобиле, от "копейки" до "тройки", - поясняет Степан. - Когда едешь в такой машине, ощущаешь, что погружаешься в историю. В ней даже тахометра нет, обороты двигателя определяешь на слух. Но я много езжу в автомобилях, и для меня это не было проблемой. Когда я ехал из Мурманска во Владивосток, испытывал удовольствие. Кстати, прежние владельцы убрали штатные сиденья и поставили иностранные, так что сидеть было довольно удобно.
Ремонт занял два с половиной месяца. Новый владелец проехал 200 км по Мурманской области, чтобы посмотреть, как автомобиль будет себя вести. Затем нанес на свою "копейку" нитку маршрута и 10 июня отправился в далекий путь вместе со своим другом Константином. Правда, добравшись до Урала, тот решил вернуться в Мурманск - видимо, не хватило терпения, которого требовало произведение советского автопрома.
Немного посомневавшись, Степан решил не сдаваться и продолжил путешествие в одиночку со скоростью 80 км/ч. Можно было ехать и быстрее, но это было бы уже небезопасно. Палатку брать не стал, и там, где нельзя было найти хостел или гостиницу, ему пришлось ночевать в тесном салоне машины.
Человеку, привыкшему к современным комфортным автомобилям, невозможно представить себе такой ночлег - спать можно только в одном положении. Тело каменеет в этой позе. Утром он выбирался из машины с большим трудом и буквально силой разгибал самого себя, чтобы иметь возможность ехать дальше.
Философия "чебурека"
- Эмоций была масса, - рассказывает Степан. - Даже трудно сказать, какой город и какие встречи мне запомнились больше. В Благовещенске, например, очень живописно на берегу Амура. Гуляешь по набережной и видишь на другом берегу реки китайский город Хэйхэ. И это не тот Китай, который мы привыкли видеть на картинках. Там нет огромных светящихся небоскребов, обычные высотки, будто где-нибудь на окраине Москвы.
Во Владивостоке ему запомнилась природа: высокие сопки и живописные скалистые обрывы. Но хамство некоторых водителей, для которых в порядке вещей мешать перестраиваться своим же собратьям-автовладельцам или не пропускать людей на пешеходных переходах, стало неприятным открытием.
- С грунтовки передо мной выскочил местный "чебурек". Ехал я за ним минут 30 и никак не мог обогнать, - рассказывает Степан. - Там, где обгон был разрешен, он ускорялся. Где начиналась сплошная, скидывал скорость до 60. В самом Владивостоке на узкой улице один водитель мне зеркало свернул. И это было бы еще ничего, зеркала на "копейке" скорее для красоты висят. Но я при этом стоял прямо возле машины! Посмотрев на меня и на машину, этот неуважаемый господин просто молча уехал. Конечно, не все водители там такие. Встречаются и нормальные.
Впрочем, с нормальными жителями Владивостока Степан встретился очень быстро благодаря своей "ракете", которая внезапно заглохла и отказалась заводиться. Возникла нетривиальная задача: где в современном городе найти стартер на выпущенную почти полвека назад машину? К счастью, долго искать его не пришлось. Сотрудники одного из владивостокских автосервисов продиагностировали "копейку" и вместе со Степаном отправились по магазинам автозапчастей искать стартер. И нашли.
Крестовая отвертка, ключ и плоскогубцы
Кстати, больше всего водителя выводил из себя бензонасос. В нем постоянно стачивался шток - небольшой металлический штырек, с износом которого двигатель терял тягу и машина начинала дергаться. Чтобы одолеть маршрут, Степану потребовалось целых 16 штоков.
В дороге ему немало помогли советы отца, который много лет отъездил на "семерке" и мог практически безошибочно определять любые неисправности "Жигулей". И, наверное, Степану повезло с ангелом-хранителем. Серьезная и опасная неисправность, которая могла стоить ему жизни, случилась не на оживленной трассе, а в другом месте. Отъехав 150 км от Читы, он ощутил запах гари, которому вначале не придал значения: возможно, просто неподалеку что-то горит. Но запах все усиливался. Остановившись и выйдя из машины, он увидел, что из заднего тормозного барабана валит дым. Сев в автомобиль, он обнаружил, что не может тронуться с места - заклинило задние тормоза. Пришлось час подождать, когда остынут и разожмутся тормозные колодки. После этого удалось проехать 5 км - тормоза плохо, но работали. Еще через 10 км показалась заправка.
Подъехав к колонке, Степан обнаружил, что тормоза отказали полностью.
- Когда я приехал в Мурманск, машина была буквально при смерти. У нее практически не было подвески, она вся развалилась. Двигатель тоже еле дышал, масло текло. Чтобы привести мою "ракету" в порядок, нужно минимум 40 тысяч рублей. И я не могу сказать, что "копейка" - такая уж плохая машина. Фраза "не роскошь, а средство передвижения" - именно про нее. Для нее до сих пор достаточно легко достать нужные запчасти, она проста в обслуживании и ремонте. Чтобы устранять поломки, нужны крестовая отвертка, гаечный ключ на 13 и плоскогубцы. Расход бензина - 7-10 литров на 100 км. И для своего возраста в таком нелегком путешествии, занявшем восемь недель, она показала себя более чем достойно.
Классика жанра
- Первый ВАЗ-2101 "Жигули" сошел с конвейера в 1971 году.
- Последний - в 1988.
- Количество мест - 5
- Объем двигателя - 1,2 л.
- Мощность - 64 л.с.
- Всего выпущено 4.850.000 машин.
- Сегодня в Москве продается 86 таких машин по цене от 40 тысяч до 650 тысяч рублей в зависимости от состояния и года выпуска.
Советы от Степана Романчева
1. Максимально подготовить автомобиль, не жалея времени и денег.
2. Подготовить организм к нелегкой водительской работе. Перед тем как отправиться в путешествие, Степан прошел курсы массажа спины.
3. Тщательно собрать аптечку, взять все необходимые лекарства и средства первой помощи.
4. Приготовить набор качественных инструментов.
5. Изучить предполагаемый маршрут. Как минимум выяснить, где могут быть наибольшие сложности с заправкой.
6. Взять с собой надежного напарника.