Всем миром
В судьбе Николаевской церкви отражаются все перипетии истории нашей страны. Идея построить в городке величественный храм родилась у веневцев в конце XVIII века. Деньги на него собирали всем миром, но большую часть пожертвовал местный купец Яков Бородин. Первый камень в ее постройку был положен в 1800 году. Как в свое время рассказал "РГ" местный краевед Тимофей Чуликов, начатое в 1812 году строительство прекратилось, поскольку предназначенные на постройку храма деньги были потрачены на вооружение веневского ополчения, участвовавшего в войне с французами. Потом в 1834 году был страшный пожар, уничтоживший чуть ли не весь город. В общей сложности строительство длилось около 60 лет, но в конечном итоге это изумительное сооружение было готово.
До сих пор не установлено точно, кто был автором проекта колокольни Николаевской церкви в Веневе. Есть предположения, что архитектором храма выступил великий русский зодчий, основоположник классического направления в архитектуре Василий Иванович Баженов. Он в конце XVIII века проживал в имении, которое находилось неподалеку, сейчас это село Старое Глазово. Там находится его захоронение, однако сама усадьба не сохранилась.
Пулемет на колокольне
Дошедшие до нас описания бывшей Николаевской церкви свидетельствуют, что колокольня с ее галереей занимала в длину 33 аршина (23,4 метра), трапезная часть - 27 аршин (19,1 метра), настоящая церковь до алтаря - 16 аршин (11,3 метра) и алтарь с солеею - 23 аршина (16,3 метра). Колокольня держалась на 16 наружных и восьми внутренних колоннах. Такое громадное здание сохраняет свою прочность за счет того, что покоится на каменном основании. По преданию, при рытье котлована была обнаружена монолитная каменная плита, на которой и был воздвигнут храм. Здание Николаевской церкви украшали колонны, фризы, лепнина, суффиды, карнизы отменной работы. Внутреннее убранство Николаевской церкви, по воспоминаниям современников, выглядело грандиозным и привлекательным. Церковные стены были изнутри до карниза оштукатурены и отполированы под мрамор, а своды украшены замечательной живописью. Она представляла собой роспись на сюжеты из священной истории. Иконостас возвышался до самого купола и был отделан резьбой. Отличным было и освещение храма, так как здесь с огромными (3,5 метра в высоту и 1,4 метра в ширину) русскими окнами сочетались еще и группы тройных так называемых "палладианских" окон.
После революции церковные постройки решили снести. Храм успели разобрать на кирпичи, ни один из которых, кстати, так и не пригодился: слишком прочный был раствор, и кирпичи крошились при попытке их разъединить. А вот колокольне повезло: уже было решение снести ее направленным взрывом, но этому помешала война. Потом в дни оккупации Венева фашистами местные партизаны установили на колокольне пулемет и отчаянно сражались. Когда реставраторы сняли "золотое яблоко" - шар с крестом, - венчающее здание, в нем насчитали 73 пулевых отверстия.
В очередной раз уничтожить колокольню попытались в 1952 году.
По словам руководителя туристско-информационного центра Венева Дениса Махеля, на сей раз спасти памятник русского зодчества удалось благодаря письму от московских авиационных чиновников. Они потребовали оставить колокольню, поскольку она является наземным ориентиром для летчиков.
После этого разрушительные порывы у местных властей прекратились, но строение решили отдать под хозяйственные нужды. Первые два яруса самого высокого здания в городе приспособили под водонапорную башню. Странная это была башня: вода стекала по стенам с фресками, а на самом верху на шпиле горел золоченый шар с крестом.
Шеститонная звонница
Впервые попытка привести в порядок (о реставрации и речи не было) провинциальную жемчужину архитектуры возникла в 1985 году. Потом к идее возрождения уникальной колокольни возвращались еще не раз, но из-за вечного недостатка средств чиновники ограничивались словами. В 2008 году даже создали благотворительный Фонд возрождения колокольни собора Святителя Николая. Но дальше бумажного оформления дело не пошло.
Работы по восстановлению объекта культурного наследия Николаевской колокольни начались в 2016 году в рамках подготовки к празднованию 500-летия Тульского кремля. Реставрация внутренних помещений и благоустройство прилегающей территории были вынесены в отдельный федеральный контракт на 2021 год. В апреле прошлого года колокольне, 90 лет простоявшей без голоса, вернули колокола. Их отлили на заводе известного мастера Владимира Шувалова в Тутаеве Ярославской области. Общий вес звонницы - шесть тонн.
Сегодня Николаевская колокольня - действующий объект. На первом этаже расположен молельный зал, на ярусах выше - музей, смотровая площадка и звонница.
Плюс городская среда
В Веневе одновременно с реставрацией Николаевской колокольни шли работы по восстановлению исторического ядра города. Так, в декабре 2020 года завершилось благоустройство Красной площади. Работы проводились в рамках национального проекта "Жилье и городская среда". В 2019 году местный проект стал победителем Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды. В его обсуждении приняли участие более 3,5 тысячи веневцев. Сегодня они отдыхают здесь с детьми и отмечают, что ранее таких ярких и интересных для жителей всех возрастов объектов в городе не было.
Нынешняя Красная площадь в Веневе - всесезонное культурно-туристическое пространство с зонами отдыха, детской и спортивной площадками. Здесь появились многофункциональные павильоны для проведения мероприятий, а также авторская мебель, установлена памятная стела "Венев - город Большой засечной черты". Сделано ландшафтное озеленение. За счет муниципалитета заменены водопроводные и канализационные сети для подключения павильонов.
В настоящее время, по словам министра культуры Тульской области Татьяны Рыбкиной, завершается проектирование краеведческого музея - одного из старейших гражданских зданий XVII века. В рамках национального проекта "Культура" в Веневском межпоселенческом культурно-досуговом центре открылся виртуальный концертный зал.
Он оснащен профессиональным световым и проекционным оборудованием. В нем будут транслировать программы для детского и семейного просмотров, тифлоконцерты для слабовидящих людей, спектакли и концерты ведущих мировых и отечественных исполнителей. К слову, виртуальные концертные залы уже успешно работают в Доме Дворянского собрания и Региональном библиотечно-информационном комплексе в Туле, Городском дворце культуры Щекина и Новомосковском музыкальном колледже имени М. И. Глинки. В самых ближайших планах - строительство нового центра культурного развития в Веневе, что расширит палитру культурного досуга жителей и гостей города.