20.08.2022 06:00
Экономика

Минобороны предложило изменить правила прохода по Севморпути

Текст:  Игорь Елков
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №182 (8830)
В Госдуме рассматривают законопроект, который изменит военную расстановку сил в Арктике. Он, помимо прочего, предусматривает проход иностранных военных и государственных судов по Северному морскому пути во внутренних водах России по разрешению, запрошенному по дипломатическим каналам не позднее чем за 90 дней.
Читать на сайте RG.RU

Все путем

Плавать из Атлантики в Тихий океан наши предки пытались еще в древности. Понятно почему. Вокруг Африки - далеко. Когда проложили Суэцкий канал, стало полегче, но там вечное столпотворение. Из Мурманска до японских портов через Суэцкий канал 12,8 тыс. морских миль, а Северным морским путем - 5,7 тыс.

Никто не знает, кто первым проложил этот путь. Скорее всего, это были поморы, которые на "средневековых ледоколах" - деревянных судах-кочах - в XIII и XIV веках доходили до полярного Урала, но Тихий океан им был без надобности. Своих вод хватало.

/ Инфографика "РГ" / Леонид Кулешов / Игорь Елков

А вот другие народы короткий морской проход из Европы в Азию искали просто фанатично. Англичане, шведы, сибирские купцы, не отставали и русские военные моряки. Впервые Севморпутем прошел Адольф Норденшельд в 1878-1879 годах, но с зимовкой.

В 1919 году адмирал Колчак, объявив себя верховным правителем России, создал Комитет Северного морского пути. А в 1932 году Отто Шмидт прошел Севморпутем за одну навигацию. Это и стало началом большого пути.

Когда на планете растает лед

Почему сегодня в Суэцком канале очередь из судов, а на наш Севморпуть очереди нет? Потому что СМП работает в основном на наши внутренние нужды. Да, этот путь намного короче, но издержки перекрывают выгоду от меньшего расстояния. В Арктике все на пределе, большие расходы на амортизацию судов и механизмов. Фрахтователь меньше потратит на топливо, но больше заплатит матросам. У страховых компаний выше расценки на перевозки за Полярным кругом...

Все это так, но аналитики нашего минобороны ведь не случайно сделали акцент: это все, пока не растают арктические льды. А они уже тают.

Грузы с железной дороги перенаправят на Северный морской путь

Итак, представим, что глобальное потепление - реальность, и Арктика становится лакомым кусочком и для стран арктического региона, и для всего мира. Ресурсы - более доступны. Что будет? Сначала придут коммерсанты, за ними - военные эскадры. По-другому не бывает. И это значит, что поправки, которые сейчас проходят через Госдуму, своевременны и актуальны. Их суть:

1. Иностранные военные корабли уведомляют российскую сторону минимум за 90 дней до предполагаемой даты прохода;

2. Разрешение выдается на каждый корабль. Если кто-то захочет провести, скажем, эскадру, то - только со специального разрешения правительства РФ;

3. Каждое судно следует под флагом своего государства;

4. Россия сможет останавливать иностранные военные корабли в территориальном море и во внутренних водах с помощью навигационных предупреждений;

5. Военные корабли с ядерными установками, а также суда, перевозящие ядерные и опасные вещества, должны иметь необходимые документы, соблюдать меры предосторожности;

6. Иностранные субмарины идут по Севморпути в надводном положении и под госфлагом.

Ограничения могут показаться надуманными, но только в том случае, если не знать контекста. Например, американцы традиционно не комментируют действия своих подводных лодок. А если это и делают, то с циничным юмором. Как-то Китай попросил США объяснить смысл массовой переброски субмарин в Тихий океан из Атлантики. Американцы заявили: а там воды больше.

Интересно, а как они отреагируют на наш аналогичный вопрос - после вступления нового закона в силу? Шутками уже не отделаться, шутки закончились.

Мнение

Транссиб и Севморпуть объединяют страну в единое целое

Считается, что международным Севморпуть сделали в 1991 году, причем сугубо из политических соображений.

- Это так? - спрашиваю члена Полярной комиссии Русского географического общества Павла Филина.

- Процесс был поэтапным, в СССР мы стали руководствоваться Конвенцией ООН по морскому праву от 1982 года, - пояснил он. - Но СССР была одной из стран, которая участвовала в разработке Конвенции. Ее РФ ратифицировала в 1997 году. Иностранные военные корабли получили право прохода СМП, но с соблюдением норм. В законе так: "СМП - исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация России в Арктике".

Согласно новациям, иностранные подводные лодки должны получать разрешение и следовать в надводном положении. А что мешает им нарушить правила? Они же в Арктике мало каким законам подчиняются.

Павел Филин: Так всегда и было, особенно в годы холодной войны. Через Арктику наша страна и США могли обменяться ракетно-ядерными ударами. Потому что полет через полюс - самое близкое расстояние. Отсюда и милитаризация Арктики. В советское время иностранные подлодки то и дело всплывали на нашем Северном морском пути.

На ваш взгляд, ограничения для чужих военных кораблей отразятся на мирном судоходстве?

Павел Филин: Все зависит от того, как мы хотим его использовать. Если как транспортный международный коридор, то запреты затронут не только военных, но и в какой-то мере гражданских. Но напомню, что в СССР Севморпуть планировали использовать исключительно для внутренних задач: как внутренний морской коридор. Т.е. как своего рода становой хребет экономики.

Почему?

В развитие Северного морского пути вложат 1,8 триллиона рублей

Павел Филин: У нас только две дороги, объединяющие страну в единое целое: Транссиб и СМП. Учитывая военный аспект, думаю, рассчитывать на широкое международное использование морского пути через Арктику не стоит. А упор на освоение своих природных ресурсов, причем своими силами и с выходом на внешние рынки - полагаю, правильный подход.

А лично вы верите в большое будущее СМП?

Павел Филин: Я умеренный оптимист. Севморпуть осваивался поэтапно. Сначала по нему ходили поморы, потом экспедиции. С 1932 года в летнюю навигацию его прошли весь. В 1970-е начался этап "продленной навигации", затем организовали круглогодичную навигацию из Дудинки. К 1980-м годам пришли к тому, что пора запускать круглогодичную навигацию по всему пути. Был разработан проект "Окна", но СССР рухнул, не успели осуществить. Очевидно, что все идет к круглогодичной навигации. А это новые горизонты и возможности.

Курьезы

Почему запрещали Севморпуть?

С 1616 по 1620 гг. царь Михаил Федорович под страхом смертной казни запрещал торговым людям добираться из Архангельска в Мангазею морским путем. (Мангазея - заполярный город XVII века в Сибири), т.е. пользоваться средневековой версией Севморпути. Историки считают, царь боялся шпионажа и тлетворного влияния на северян корыстных английских моряков, которые планировали еще и колонизировать Север.

Уроки истории

Из Европы в Тихий океан с помощью СССР

Летом 1940 года германский крейсер Komet прошел Севморпутем из Северного моря в Тихий океан, где потопил немало английских, австралийских и пр. судов. Часть пути он прошел под прикрытием НКВД, в сопровождении советских ледоколов и лоцманов. Суровая правда в том, что капитан крейсера нас обманывал, тайно совершая разведку фарватеров, промер глубин, обследовал берег, вел закладку тайников. Что лишний раз доказывает пользу тотального контроля за чужими крейсерами в нашей Арктике.

Водный транспорт Безопасность