Проект закона подготовлен на базе модели "Цифровой двойник северного завоза", которую создал "Востокгосплан". И этот программный продукт уже работает в пилотном варианте в Якутии. Частью его является информационно-статистическая система. Во-первых, она показывает, где, чего и сколько "съедается и сжигается". Во-вторых, демонстрирует, каким маршрутом везут необходимый груз. В-третьих, мониторит: все ли идет так, как надо. Другая составляющая "Цифрового двойника" - оптимизационная модель. Она позволяет выбрать лучшие из доступных способов транспортировки (включая, например, тяжелые дроны), оценить их стоимость, подсчитать необходимые субсидии.
Сегодня мы собрали и визуализировали огромную базу данных по всем регионам, участвующим в северном завозе. Она позволяет оценить фактическую реализацию нынешних поставок и сделать прогноз на следующий период. Наши специалисты благодаря разработанной модели научились проводить сравнительный анализ различных путей завоза (текущего - по железным дорогам и рекам, с доставкой лихтеровозом через Северный морской путь и так далее) и оценивать экономический эффект.
Вот пример. Мы сравнивали базовый вариант северного завоза в Якутии с альтернативными сценариями транспортировки заданных объемов, рассчитав их в "Цифровом двойнике". Так мы определили, что включение в эту систему железнодорожных перевозок до Нижнего Бестяха и Усть-Кута снижает стоимость перевозки на пять процентов, применение лихтеровоза на Северном морском пути из Санкт Петербурга - на 5,5, использование того же Севморпути с доставкой из центральных регионов - на 11,3, а комбинация доставки грузов судном "река-море" и лихтеровозом по СМП экономит 17 процентов текущих транспортных расходов.
Работа "Цифрового двойника" направлена на снижение логистических издержек бюджета и повышение надежности доставки. Он позволяет прокладывать маршруты как для отдельных транспортных единиц, так и для групп грузов с учетом возможностей их хранения и перевалки. При необходимости гибко и в любой момент дополнительно прописываются маршруты, а результирующие показатели автоматически пересчитываются.
Чтобы дополнить результаты "Цифрового двойника", мы совместно со специалистами из Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета создаем математическую модель, которая будет учитывать климатические условия, периоды вскрытия и замерзания рек, начала и конца работы зимников, а также другие параметры. Наши предварительные результаты показали, что подход, при котором открытие и закрытие сроков навигации определяется административным методом, устарел и ведет к увеличению транспортных издержек операторов завоза. Мы же планируем привязывать такие расчеты к реальным климатическим условиям, что также повлияет на сокращение издержек. До конца года эта математическая модель будет создана.